04:24 Не женский день | |
Живая мертвечина | Начнем с того, что посвежее, и что не прошло мимо внимания городских СМИ – сюжетами и публикациями степень издевок была увеличена в разы.Вот вам и послепраздничное. Появление перед красной датой подобного рода текстов и вправду является жестом некрасивым, а вот теперь, когда от Международного женского дня не осталось даже признаков похмельного синдрома, самое время углубиться в изучение двух юргинских проектов, посвященных самым обаятельным и привлекательным. Спекулировать на женской слабости к самолюбованию входит в этом городе в хорошую традицию. И нужно-то всего лишь заявить, что делается очередной проект века (при хорошей или плохой его идее – не важно), призвать известных юргинок на помощь, разговорить на откровенные темы или забраться в их личные архивы, а потом публично опозорить на весь город. Затеи, конечно, изначально благие – гуманны, позитивны, местами даже интересны, но конечный результат все равно вызывает искреннее удивление. И не помогают ни авторитет приглашенных в проекты особ, ни их человеческое обаяние, ни даже красота, которая спасет мир. Первый проект был реализован в плоскости сугубо музейного поля (ну, насколько оно может таковым быть в здании местного муниципалитета) – выставка «...Наши мамы были младше нас», а второй – в поле медийном; это глянцевый журнал «Эти замечательные женщины...» Все верно – отточие и многоточие обещают нешуточную интригу. Живая мертвечина | Начнем с того, что посвежее, и что не прошло мимо внимания городских СМИ – сюжетами и публикациями степень издевок была увеличена в разы. В конце ноября прошлого года, аккурат ко Дню матери, в фойе администрации города заработала фотовыставка «...Наши мамы были младше нас», где основной идеей было экспонирование фотографий главных местных теток, но в юные годы. То есть машина времени в действии, смесь эстетик и эпох, «как молоды мы были»... Идея, повторюсь, мне абсурдной не кажется, она, мягко говоря, не нова, даже больше – уже избита бесконечными эксплуатациями, оттого – скучна. Но в Юрге в нее вдохнули вторую жизнь, только вместо кислородной смеси взяли отчего-то сочетание веселящего газа и сероводорода. Старые фотографии – это вам не сегодняшние съемка на мыльницу и ретушь в графических редакторах. И предоставленные героинями оттиски в определенном смысле было очень сложно испортить – над снимками, сделанными до 90-х годов прошлого столетия, работали в большинстве случаев мастера из фотоателье; это не домашний альбом. Но оформить выставку в классической манере авторы посчитали неприемлемым – немудреный фотошоп и больное воображение отсекли от глянцевых воспоминаний все прямоугольные излишества, в итоге со стен фойе администрации города на нас смотрели взятые в надгробный овал местные живые знаменитости. Директор музея Нина Дорофеева рассказывает о сложном пути превращения прямоугольных форм в овальные. | Эфир ЮТВ Дефрагментация красоты. | Эфир ЮТВ Куратор проекта директор краеведческого музея Нина Дорофеева прокомментировала для газеты «Юргинский резонанс» эту выставку следующим образом: «Вот, казалось бы, ставь фотографию и все. Но нет! Для каждой женщины я индивидуально подбирала цветы. (...) Более семидесяти открыток с самыми разными цветами пришлось просмотреть. А это не так-то просто. (...) И надеюсь, хотя это мой субъективный взгляд, что нашла верное решение». Взгляд, действительно, весьма и весьма субъективный. Более спорной выставки в городе не было никогда. Казалось бы, Дорофеева, которая съела не одну собаку на оформлении экспозиций, должна четко понимать, какие традиции в этой стране приняты по умолчанию. Например, никому не придет в голову обрамлять фотографию в газете пятипунктным кантом – данное правило действует только в одном случае, когда публикуется некролог, а то, что это может быть красиво, в повседневной жизни в расчет не берется. Также и с «овалами смерти» – а именно так на жаргоне ритуальных дел мастеров называют таблички с ликом покойного – это уже стало элементом общей оформительской культуры. Стремление же разбавить монохромность цветущим разнотравием, идею выставки добивает окончательно – Нина Николаевна с тем же успехом могла бы прошвырнуться по кладбищу и нафотографировать венков, чтобы потом на этот жизнеутверждающий фон посадить портреты; мало что бы в итоге изменилось. Цветущее разнотравье и краткий каталог возможностей агентства ритуальных услуг краевеческого музея. | Ю-media В общем, сейчас за краеведами нужен глаз да глаз. Вдруг их творческое я даст о себе знать, например, к 9 мая, и они украсят выставку ко Дню Победы свастикой или отыщут в музейных закромах плакаты со Сталиным... Это будет ожидаемым продолжением похоронной выставки про «наших мам», которые, судя по контенту экспозиции, мертвее нас, хотя и вполне живы. Гламурные сучки | Глянец – это шик. Это показная роскошь, дорогие интерьеры, изящные шмотки, блестящие цацки. Классический глянец – это гламур во всей его максимальной концентрации. И уж чего-чего, так глянцевого журнала ожидать в Юрге было бессмысленно в принципе, но нет же – нашлись люди, которые придумали себе одноразовую концепцию и подбили необходимую финансовую базу. Журнал «Эти замечательные женщины...» в свой первый и в последний раз вышел в Юрге вроде как в позапрошлом году – выходные данные отсутствуют в нем как явление, так что понять, к какой дате был привязан выпуск (а также сведения о тираже, типографии, данные об издателе, учредителе), не представляется возможным. Вообще главный редактор в своей колонке (который еще и забыл подписаться, но место для собственного фото нашел) неоднократно называет «ЭЗЖ» исключительно как «издание». Ну что ж, с самоидентификацией все отлично – сразу ясно, что это не продукт Cond Nast Publications, и что даже до ЮППО Издатшн далеко. Когда мне вручали экземпляр этого «издания» (ежели редактор-аноним так настаивает), то сразу предупредили – на первой странице в обморок не падать и от смеха пополам не сгибаться. То есть интрига вплелась и сюда – сказали, что я никогда не догадаюсь, кто, по мнению авторов проекта, самая замечательная из женщин. Первая страница (не обложка) в некотором смысле кодифицирует журнал – здесь должен быть не только бесспорно уважаемый в городе человек, но и в некотором роде любимица публики. (А с обложки, кстати, читателя приветствует топ-модель Елена Тимкина с букетом, со степенью замечательности которой я никак не знаком). Под «ковром» же оказалась Марина Суздалова. Интрига жестоко обломалась. Рецепт создания глянцевого журнала в Юрге прост. Берем толстый слой розовой карамели, не менее толстый слой соплей, добавляем максимум заезженных штампов, перемешиваем – и отправляем в типографию. Авторы выбрали двадцать две женщины – в журнале соответственно двадцать две истории (не считая сугубо рекламных полос, разверстанных не в стиле основного дизайн-проекта). Задача перед ними стояла непростая – нужно было не только произвести глубокое бурение души и мозга героинь, но и написать обо всех разными словами. Это у Шекспира и у Толстого был немалый словарный запас, а у трех перьев, взявшихся за реализацию журнала, он оказался примерно идентичным по наполнению и небогатым по разнообразию. Все тексты ваяли корреспонденты газеты «Юргинский резонанс» – Ирина Сологуб, Наталья Смашнова и Алия Абдрашитова, а поскольку авторские подписи под материалами в журнале отсутствуют, сразу видны резонансовские традиции – все обезличились, пишут абсолютно одинаково, используя приемы и пассажи, так любимые глянцем малобюджетным (типа убогой «Лизы») и писательницами любовных романов с автором «Женского взгляда» Оксаной Пушкиной. То есть все розово, сопливо, оптимистично аж до уныния, не хватает лишь саундтрека с жалостливыми мелодиями Яна Тирсена из «Правдивой истории Амели Пулен» и «Гудбай, Ленин!» Поскольку главная мысль материала (или самая яркая цитата) всегда выносится во «врезку», из выпуска «ЭЗЖ» можно узнать, что Раиса Данилова «родилась в таежной глухомани и до семи лет поезда не видела», Елена Дудкина «старается быть не только умной и красивой, но и самодостаточной» (и как – получается?), Марина Суздалова «любит общаться, учиться и работать» (и как – получается?), Елена Карпович утверждает, что «женщина должна быть женщиной, и при этом может заниматься интересным, нравящимся ей делом», а Лариса Миклухо «высоко ценит профессионализм, когда люди делают все от души, а не ради галочки»... Какая в этих словах логика, не совсем ясно; видимо, очень глубоко запрятанная. Когда авторы пытаются раскрыть жизненные принципы героинь или, не дай бог, опускаются до приведения прямой речи, возникает потребность в синхронном переводчике – в банальностях, тавтологиях и самоповторах мысли настолько теряются, что за замечательных женщин становится просто стыдно. А когда идет описание внешних данных, хочется вообще забиться в довольной истерике – то, что в профессии жестко табуировано и давно признано моветоном при создании личностного портрета, в этом журнале есть на каждой странице. «Привлекательная женщина по жизни», «четкая красивая линия бровей», «стройная красивая женщина», «красивая осанка, плавные движения», «глаза подчеркнуты в тон кофточки», «стройная фигура прекрасно смотрится в одежде спортивного стиля»... Блюэ. Галине Друзик же стоило бы вообще крепко обидеться на подосланного корреспондента – заголовок к материалу о ней звучит «“Сладкая” женщина», и хотя это четко соотносится с ее деятельностью, но все же вызывает другие, немного фривольные ассоциации (а уж что делает, судя по заголовку «Против ветра» Нина Ефремова, даже страшно выяснять). (Это как в байке про публикацию в одной из областных газет о Наталье Ермаковой в бытность ее руководства гормолзаводом – рабочий вариант названия был «Веселая молочница», и в случае выхода статьи с такой «шапкой», автору нужно было бы как можно скорее и болезненнее самоубиться). Понятно, что для резонансовских корреспондентш это была чистой воды халтура, разовая подработка; но не халтурить же по полной! Тексты под кальку – это еще и можно стерпеть, но, барышни, где ваш прекрасный русский язык (судя по текстам в газете или работе тамошнего корректора) с соблюдением его элементарных норм синтаксиса, таких, как: пунктуация при прямой речи, ситуативное употребления отточия и многоточия и, наконец, знаете ли вы, что существует тире как таковое? (При этом не важно, о каком именно тире идет речь – «длинном», «мягком» или «коротком». Я бы хотел на его месте видеть любое из трех, при возведенном сейчас в стандарт втором). То есть некоторые абзацы нужно перечитывать дважды, а то и трижды – набрать кусок текста дело нехитрое, расставить же смысловые акценты посредством знаков препинания гораздо сложнее. Это не попытка придраться – ошибки есть всегда и везде, даже в газетах уровня «Коммерсанта» и «Ведомостей», где созданы лучшие на данный момент службы пруфридерзов. Но там одна-две на номер. А не тридцать-сорок на полосу, как здесь. И ладно бы дело было в пресловутых тире-точках-запятых. В материале про Лидию Искуснову во «врезку» помещено следующее (орфография и пунктуация сохранены): «И цветы полевые я очень люблю. Бывало, едим летом на машине выскочу и нарву целую охапку!» Это о чем – о любви к цветам или о неразлучности с продуктовым набором?! С другой стороны, плюсы в этом проекте также обнаруживаются. Здесь, например, изложена история знакомства Натальи Танковой со своим суженым, описывается, как повстречала своего нынешнего мужчину Раиса Данилова, рассказывается, что у Марины Суздаловой прекрасные отношения с ее первым супругом, и что Валентину Агурееву давным давно, оказывается, пытались отлучить от газеты из-за уголовного дела, сфабрикованного против ее мужа. Для города, где большинство от безделья питается сплетнями, это незаменимый журнал. Он вообще должен был бы выйти не тайно, а с массированной рекламной кампанией, и должен выходить каждую неделю – аппетиты скучающей публики тогда утолились бы точно. А то, что личности героинь оказались в большинстве случаев не раскрыты – ну, так не это же важно. Родилась там-то, работает там-то, любит такие-то цветы, детей столько-то, спит с тем-то. А за душой что? Что думает? Как оценивает свое место в этом мире? Что для нее ценно (кроме как прижаться к березе)? Где в конце концов в их жизни философия, а не быт? Если относиться к составлению женского портрета так, как к этому подошла команда журнала, то, получается, что мозг замечательным женщинам противопоказан в принципе. Карьеру сейчас прекрасно делают и без него (что ряд героинь наглядно демонстрируют, а некоторые вообще одиозны до крайности). Просто мне вот частная жизнь людей не интересна. Ни окружающих, ни известных на весь мир. Да, общаясь с некоторыми из тех, о ком написано в «ЭЗЖ», я знаю, что они прекрасные матери, бабушки и жены. Какое дело до этого должно быть городу со всем его населением? То есть у Танковой следовало бы выяснить, какого ей совмещать руководство общественной приемной губернатора, и при этом не забывать о соблюдении интересов своего супруга. У Даниловой можно было бы спросить, не надоело ли ей сначала тянуть во всех медиа каждого нового градоначальника, а потом помогать гнобить сверженного в тех же пресс-релизах, живя от этого в постоянном конфликте (и Суздаловой тот же, кстати, вопрос). У Елены Швейцер, которая ненавязчиво рекламирует свой центр восточной косметологии и здоровья, надо было бы поинтересоваться, из-за чего приостановили деятельность ее предыдущего салона, а у Ларисы Миклухо, рассказывающей всем о своем мегапрофессионализме, осведомиться, почему она работает в пердях типа «Сибиряка», а не в музыкальной школе. Галина Кривых могла бы рассказать, какую именно роль сыграл ее отец в назначении на занимаемую ею должность, а у Елены Дудкиной надобно выяснить, когда она наконец начнет вникать в подлинные проблемы учреждений культуры типа музеев и библиотек (да, Лена, кроме домов культуры существуют еще музеи и библиотеки). Но это тяжко, муторно и вызовет у интервьюируемых неминуемый стопроцентный заплыв глазных яблок кровью. Поэтому лучше о семье, о детях, о доме. Редактор обещал же их раскрыть с «совершенно новой для большинства стороны». Тут в точку. Можно показать, что за должностью скрывается еще и живой человек (который спит, ест и издает физиологические звуки), но при этом абсолютно не делать ставки, что за ней должна скрываться еще и личность (которая в первую очередь мыслит, и не только о своей работе). Просмотрев этот журнал на несколько раз, поймал себя на неудобной мысли – а где в нем действительно замечательные на уровне города женщины? Где Людмила Черемисина и Тамара Рубцова? Почему забыли о Елене Пантелеевой и Наташе Белоусовой? Как обошлись без Марины Мриной и Жанны Федоровой? Для чего обделили вниманием Анастасию Томышеву и Марину Корнееву? Где в конце концов вездесущая Будючка? Но если взглянуть на проект чуть внимательнее, то можно сразу нащупать любопытные параллели – слова «замечательная» и «платежеспособная» для авторов издания являются почти синонимами. Администрация города вложилась в журнал – и вот в нем появились Суздалова, Танкова и Дудкина, копеечку подбросила ЮТРК – пожалуйста, Комзелева с Агуреевой. Хотя эти фамилии, в общем-то, у всех на слуху, но выделение полос на Нину Ефремову, Елену Карпович, Светлану Нейман, Лидию Искуснову, Елену Швейцер выглядит загадкой – эти-то вообще кто такие? А тут все просто – оплатили счет и стали замечательными. Заплатили чуть больше – и рядом появилась модульная реклама их бизнеса, итого: целый разворот за платежеспособность. На тех же, о ком авторы писали по порывам душевным, было выделено всего лишь по пол-полосы на каждую – квадратные сантиметры нынче дороги, особенно, когда не проплачены. Проект третий | А вот сейчас уточню: к замечательным женщинам у меня нет никаких претензий – каждая из них раскрылась, как могла; и в выставке, и в журнале. То, что у куратора экспозиции и редактора издания руки растут немного не из тех мест, – в этом никто не виноват; тексты и фотоколлажи до выхода на публику героиням никто не показывал. Поэтому такие заголовки, поэтому такая грамматика, поэтому такая галерея портретов. Понятно, что второго такого журнала не будет, и второй выставки – тоже, хотя Дорофеева, как мне говорили, собиралась показать свою затею еще и в краеведческом музее. Что ж, тогда этим двум проектам нужно обязательно объединиться в проект третий – многие героини совпадают, засветились ведь и в глянце, и в похоронном овале. Недостающих же надобно будет подтянуть (заодно и финансирование расширится) и активно выставку разрекламировать, чтобы ее увидело как можно большее количество людей. Тогда желание к публичной жизни у известных юргинок отпадет само собой. Они будут внимательнее следить за использованием своих уже цифровых архивов, а в беседах с корреспондентами начнут цитировать Ницше и размышлять об устройстве мироздания, и игнорировать вопросы о любимом рецепте слоеного пирога. Может, тогда юргинские проекты о самых обаятельных и привлекательных наконец и начнут получаться. Тем временем | Пир от широкой души С пятницы в музее детского изобразительного искусства народов Сибири и Дальнего Востока начнет работу персональная выставка художника Пиргельди Широва. Сейчас в музее заканчивается монтаж экспозиции, но понятно уже одно – эту выставку пропустить нельзя. Рождение выставки. | Ю-media Пиргельди Широв родился в 1966 году в Туркмении. Окончил художественное училище им. Руставели и Дальневосточный государственный институт искусств. А в 90-х, переехав в Сибирь, уже стал преподавать сам – в Новоалтайском государственном художественном училище. Его живопись крепкая, по-мужски выразительная, с четким сюжетом, со сложными цветовыми решениями, местами намеренно декоративная, а местами – подчеркнуто реалистичная. Алтайские ли пейзажи, восточные натюрморты или питерские этюды с портретами – мастерские почерк и стиль чувствуются сразу. Директор музея Нина Дондерфер ждала эту выставку давно – в прошлом году Пиргельди выставлялся в Москве, но попасть со столичного корабля на юргинский бал той подборке не получилось; москвичи купили всю экспозицию. То же, что показывается юргинцам, извлечено из авторских запасников; невошедшее в выставку в Москве. В общем, в музей необходимо сходить. Дело не в определенной экзотичности ряда работ, не в другой национальной эстетике, которые они несут, хотя удивительное художественное путешествие сможет совершить каждый. Просто столь мощной экспозиции в городе не было давно – и по качеству представленных работ, и по энергетическому заряду. Выставка будет работать до 9 апреля. | |
|
Всего комментариев: 0 | |