13:02 Восточный фронт, "Лагерь дождевого червя" | |
Как оказалось, под плиткой у края боковых коридоров проходили два короба; один для кабелей и один для дренажных (или канализационных) керамических труб.ОТЧЕТ О поездке отряда ‘TRASKERS’ в Мезерецкий укрепленный район (Польша, октябрь 2004 г.) Более подробное исследование MRU нашим отрядом планировалось давно, однако появление все новой и новой информации, а с ней и новых идей, привели к осознанию того, что без проведения дополнительной разведки организовывать серьезную экспедицию в Польшу нельзя. Поездка, о которой пойдет речь, как раз и была нацелена на получение сведений, необходимых для будущей длительной экспедиции. В силу обстоятельств объективного характера в Польшу смогли поехать только двое тракеров. Что, впрочем, - забегая вперед - не помешало нам осуществить задуманное. Перед участниками поездки стояли следующие задачи: Проверить имеются ли в подземной системе какие-либо еще входы/выходы, кроме тех которыми воспользовались id77 и Волк при прошлом ее посещении. А также определить насколько эти входы/выходы, если таковые имеются, безопасны; после чего засечь их координаты с помощью GPS приемника; Найти сильно обводненную галерею, о существовании которой говорили наши польские товарищи; Отыскать озеро, которое в статье журналиста Черкашина Н. именовалось как «Кшива». Попытаться обнаружить на этом озере объекты, упоминавшиеся в статье: подземную электростанцию, плавучий остров, трубу-колодец, возвышающуюся над водной гладью. А также отыскать остатки советского военного городка на берегах этого озера; Определить прозрачность воды и характер грунта озера Кшива, наличие автомобильных дорог, по которым можно подъехать к урезу воды. Поскольку, как и почти всем остальным смертным на этой земле, тракерам приходится работать, то на выполнение запланированного мы смогли выделить только 5 дней (не считая дороги). С одной стороны, времени у нас было не так уж мало, с другой – вовсе не много… Поезд Санкт-Петербург – Щецин прибыл в Познань точно по расписанию. Веселый польский проводник, обещавший разбудить нас за пол часа до прибытия, но сделавший это только после того, как поезд остановился у перрона, лишь виновато улыбнулся и развел руками в ответ на немой вопрос, явно читавшийся на наших сонных физиономиях. В результате утренняя зарядка была заменена скоростным одеванием. Выгрузившись из автобуса и протопав пешком несколько километров, периодически проклиная свои 30-килограммовые рюкзаки, мы оказались у дота № 766. Переодевшись и достав фонари, начали спуск. С трудом протиснув рюкзаки сквозь узкие проходы, оказались на винтовой бетонной лестнице. В ее центре находились остатки шахты лифта. Лестница сохранилась хорошо, и поэтому спуск занял лишь несколько минут. Пройдя метров 50 узким тоннелем, оказались на Т – образном перекрестке. В глубины МРУ вел тоннель, уходящий в лево. По нему мы и отправились. Центральный тоннель имел яйцеобразную форму; вокзалы имели ту же форму, но были как минимум в два – три раза выше и шире. По всему центральному тоннелю были проложены рельсы, на вокзалах находились стрелки. Иногда встречались небольшие ответвления, длиной всего в несколько метров. Предположительно это заготовки для следующих тоннелей, заодно использовавшиеся для разъезда вагонеток между вокзалами (в них заходили отводки от основной рельсовой трассы). В полу много бетонных колодцев, некоторые с сохранившимися железобетонными крышками. В них на высоте примерно 30 см. от дна находились выходы керамических труб диаметром 20-30 см. Предположительно колодцы являются частью дренажной системы. Кстати, многие коридоры и части центрального тоннеля абсолютно сухи. Ни капли влаги. И это не смотря на полное отсутствие ухода в течение стольких лет! На стенах тоннеля находятся вертикально расположенные металлические скобы длиной примерно 50 см. На них раньше крепились электрические кабели. На стенах боковых коридоров, в местах перехода последних в центральный тоннель, скобы поворачивали в низ, доходя почти до пола. Как оказалось, под плиткой у края боковых коридоров проходили два короба; один для кабелей и один для дренажных (или канализационных) керамических труб. Под потолком поперек тоннеля через равные промежутки были закреплены Н - образные швеллеры, на которых на некоторых участках сохранились куски вентиляционных и каких-то иных труб. В одном коротком боковом отводке лежал на земле большой вентилятор, обеспечивавший снабжение подземной системы свежим воздухом. В торцевой стене находилось круглое отверстие, к которому этот вентилятор крепился. Из отверстия явно тянуло свежим воздухом, ощущался запах леса. Видимо, вентиляционная шахта не была взорвана. В некоторых тоннелях, расположенных не очень далеко от входа, на стенах было много надписей, среди которых встречались оставленные советскими военными из стоявшей в районе подземелий части. Также сохранились некоторые немецкие надписи-указатели. В преддверии холодов в подземелья начали слетаться летучие мыши, они начинали возмущенно пищать, когда их задевали лучи наших фонарей. В некоторых тоннелях мышей было очень много, они свисали с потолка небольшими гроздьями. Те, которые еще не заснули, летали по коридорам. Причем когда один из этих маленьких стелсов несется прямо тебе в физиономию, кажется, что столкновения не миновать, но сантиметрах 30 они всегда сворачивали в сторону. Возможно, просто хотели напугать непрошеных гостей и заставить их покинуть облюбованные места зимовки. Так как у нас был заранее намечен четкий маршрут, то, не отступая от него, мы пропускали все боковые коридоры, осмотр которых не был запланирован. Первый объект, который нас интересовал, - единственный въезд в подземную систему (немецкое обозначение на картах - А 62). Идя по соответствующему тоннелю, вдали увидели свет, и, обрадовавшись, прибавили шаг. Однако впереди ждало разочарование. Въезд существовал, но был закрыт металлическими воротами, заваренными по всей высоте. В воротах были прямоугольные отверстия, но такие, что в них не пролезала даже голова, повернутая боком. Взятые с собой на всякий случай кусачки для проволоки и пила по металлу тут были бесполезны… Хорошенько перекусив, определили координаты объекта (просто высунули руку с GPS приемником наружу, и, к счастью, поймали сигнал трех спутников, минимально требуемых для определения координат). Окончательно стемнело. После краткого обсуждения ситуации решили не оставаться здесь на ночевку, а, спрятав основную массу снаряжения в одной из маленьких комнаток в этой галерее, пойти далее по запланированному маршруту налегке. Какая разница день или ночь, в подземелье все равно светят только фонари… В результате был собран один рюкзак, весом килограмм 10, а также фонари, фото и видео аппаратура. Мы снова двинулись в путь. 727 дот, обследование которого изначально планировалось, прошли мимо; id77 вспомнил, что он вместе с Волком и поляками при первом посещении МРУ пытался выйти в этом доте, но безуспешно. Следующим вероятным выходом числился дот под номером 736. На пути к нему находился вокзал Берта. Однако, наткнувшись на развилку практически одинаковых галерей, мы не смогли сразу определить верное направление и пошли в левый тоннель. Под ногами и так уже довольно давно хлюпала вода, а тут ее становилось все больше и больше. Через сотню метров мы уже пробирались по левому скату галереи, а не по ее центру. В центре галереи воды было уже почти по колено. Осветив фонарями пространство впереди и увидев, что уровень воды и дальше продолжает подниматься, повернули назад. Вернувшись, пошли по правой галерее. Опять начался увеличиваться уровень воды, снова она доходила почти до колена… И тут в свете фонарей мы увидели вокзал Отто??????. Он тоже был обводнен, но не очень сильно. В конце вокзала мы нашли нужный нам отводок, ведущий к 736 доту. По местному времени уже был час !!!! ночи. Пройдя триста метров (считали шаги) увидели очень большие обводненные помещения, располагавшиеся по бокам от галереи. В торцевую стену одного из них был вделан огромный крест (видимо из швеллеров). Наконец увидели лестницу. К счастью, бетонную, а не ржавые огрызки металлической, которые обычно встречаются в других местах. Лестница была не винтовая, как в 766 доте, а с обычными пролетами, как в жилых домах. С лева от нее находилась полукруглая шахта высотой примерно 40 метров; никаких признаков лифтовых сооружений в ней не было. Просто голые стены, внизу вода. Поднявшись на верх, увидели большой толстый ржавый стальной лист, в котором было прорезано автогеном небольшое отверстие (только-только пролезть), в него то и упирались ступеньки. Я остался снимать шахту на видео, а id77 полез в отверстие с целью поиска выхода наружу. Через несколько минут послышалось его радостное предложение посмотреть на звезды. Пробравшись через дырку в листе и пройдя несколько помещений, в том числе взорванных, я оказался на свежем воздухе. Стояла звездная ночь, вокруг был лес. Дот выглядел как большая яма, поросшая кустами и засыпанная кусками железобетона. Достав карты и определив с помощью GPS приемника местоположение дота, мы улеглись на краю ямы, пытаясь определить где же мы находимся. Судя по всему в лесном массиве, примерно в километре !!! от шоссейной дороги. Вдруг из кустов послышался весьма недружелюбный рык, явно обращенный к нам… Решение пришло само собой, – спина к спине, складные ножи в руках мы шустро спустились обратно. Вступать в диалог с местными волками, имея при себе лишь складники, желания большого не было… Снова оказавшись под землей, и посмеявшись над своим поспешным отступлением, решили в быстром темпе вернуться к оставленному снаряжению и уже с полной выкладкой идти на ночевку в район вокзала, где был слепой отводок, в котором ранее на двух уровнях располагались умывальники, туалетные и душевые кабинки. Там было сухо, относительно комфортно, и, что на наш взгляд было не маловажно, имелся только один подход. К снаряге, оставленной в галерее, ведущей к А62, пришли уже, мягко говоря, несколько уставшими. Взвалив на себя по 30 кг., еще раз пожалели о том, что нас поехало лишь двое, что в свою очередь лишило нас возможности организовать на поверхности базовый лагерь и идти вниз с минимумом необходимого. Добравшись до места, на всякий случай обследовали все помещения в нашем отводке и расположились на ночлег, плотно поужинали, натянули у входа растяжки с найденными кусками какой-то керамики (на вид от большого изолятора) улеглись спать. Под утро (по внутреннему ощущению времени) издалека по галереям донесся гул двух небольших обвалов. Промелькнула мысль – только бы не отрезало от выходов, или не обвалилась галерея, проходящая под какой-нибудь рекой или озером… Однако, озеро так и не пришло к нам в гости, а путь не был завален (во всяком случае назад к точке входа). В связи с упоминавшимися обвалами, хочется предупредить тех, кто соберется в те же места - не стоит продалбливать кирпичные кладки, которыми заложены слепые тоннели. Во-первых, нет за ними ничего (земля или глина с досками), во-вторых, можете нарваться на какую-нибудь протекающую рядом подземную реку (пробьете кладку, проковыряете небольшой слой синей глины – и здравствуй речка). Да даже если воды там и не окажется, то, как минимум, нанесете серьезный вред подземной системе; в нескольких местах мы видели отверстия в кладке размером всего 40-50 см., из которых в галерею уже насыпалась пара метров песчаного грунта. А если вся кирпичная стенка, которой заложен тюбинг, осыплется… Если местные (а может и не местные) «дятлы с ломами» не угомонятся, то система, в конце концов, может оказаться разрезанной на несколько непроходимых частей. В некоторых местах и без вмешательства трудолюбивых «исследователей» с потолка и из стен вовсю сочится вода… Когда мы добрались до выхода, то, надо признаться, было весьма приятно снова оказаться на поверхности земли, а не под ней. В галереях MRU мы провели почти сутки… Как только глаза привыкли к яркому дневному свету, мы увидели, что вокруг нас по Питерским меркам просто лето: температура за 20, яркое солнце, чистейшее небо… Поскольку уже было около часа дня, а место нахождения озера Кшива нам до сих пор неизвестно не было, мы решили найти место для стоянки, разбить лагерь и провести вечер за картами. Так как у нас теперь была карта Польши (купленная на вокзале), хотя мягко говоря и не того масштаба, который хотелось бы перед собой видеть (1 : 700.000 …), мы хотели разобраться с ней более подробно, используя те материалы, которые взяли с собой из Питера. Также планировалось общение с сотрудниками не так далеко расположенного музея. Не долго думая, для стоянки был выбран небольшой островок из берез, сосен и кустарника, к которому с одной стороны прилегало голое распаханное поле, а с другой опять же поле, но уже кукурузное. Поставив палатку и развесив на просушку мокрую одежду и снаряжение, приняли решение немедленно посетить музей и попытаться всеми правдами и не правдами добыть нормальную карту интересующего нас района, а также получить разнообразную необходимую нам для дальнейших поисков информацию. Так как нас было только двое, то в музей отправился «главные специалист по связям с общественностью» - id77. Который вернулся через пару часов не солоно хлебавши, - кроме пустого деревянного сарайчика, используемого в качестве кассы, ничего и никого ему обнаружить не удалось. Возможно, что музей в это время уже просто не работал. Зато id77 сфотографировал и снял на видео доты, которые находились в районе музей и использованного нами входа в подземелья. Продолжение следует... ![]() Станционарный немецкий миномет (гранатомет), устанавливаемый в ДОТах - Maschinengranatawerfer M-19. Предстовляет существенную угрозу для наступавших частей Красной Армиии (РККА), а так же для союзников. В данный момент расматривается фрагмент установочной компановки... ![]() Стационарное устройство установки немецкого пулемета MG-34 в ДОТе. ![]() Пулемет MG 34 (Краткое описание) ![]() ![]() Общие сведения В 1930 году Управление вооружений Рейхсвера разработала новые тактико-технические требования к "единому пулемету". Пулемет должен был быть легким, иметь скорострельность 600 выстрелов в минуту, воздужное охлаждение, ленточное питание, использовать винтовочно-пулеметный патрон (7,92x57мм), возможность установки на все виды боевой техники, использование в зенитных пулеметных установках. Луис Штанге и инженеры Рейнметалла (при этом Штанге использовал наработки и других фирм) смогли создать 7,92-мм единый пулемет. После проведенных испытаний в 1934 году пулемет был принят на вооружение всех частей вермахта под обозначением Mg-34. Это был первый в мире *единый пулемет* (ручной, легкий станковый, зенитный и танковый). Пулемет Mg-34 предназначен для огневой поддержки сухопутных сил своей армии, а также для поражения живой силы, легкобронированной техники и транспорта противника. Конструкция Основные части: Ствол, ствольная коробка, затвор, возвратная пружина, приклад с затыльником, короб, кожух (перфорированный для защиты от ожогов), крышка короба, приемник. Патрон Стрельба из пулемета ведется винтовочными патронами Маузера 7,92х57-мм с легкой и тяжелой пулей. Принцип работы автоматики Пулемет Mg-34 работает на принципе отдачи ствола с коротким ходом. Запирание канала ствола осуществляется поворотом боевой личинки скользящего затвора. На боевой личинке, кроме боевых упоров, расположены цапфы с роликами, которые входят в криволинейные пазы короба. Взаимодействие криволинейных пазов короба и роликов боевой личинки обеспечивает поворот боевой личинки при отпирании и запирании канала ствола, а криволинейные поверхности ствольной коробки, взаимодействуя с роликами боевой личинки при отпирании, ускоряют движение затвора назад. Охлаждение ствола- воздушное. Ударный механизм- ударникового типа, с отдельной боевой пружиной. Ведение огня Пулемет может вести одиночный или непрерывный огонь. Переключатель огня (две выемки: верхняя и нижняя) находится на спусковом крючке. Для ведения непрерывного огня необходимо нажать нижюю выемку. Для ведения одиночного огня необходимо нажать верхнюю выемку. Прицел Пулемет имеет откидной стоечный прицел на дальность стрельбы до 2000 м. Для стрельбы по воздушным целям к стойке прицела присоединялся задний откидной визир, а к специальному приливу на кожухе пулемета крепился передний кольцевой визир. Станковый вариант пулемета нередко снабжался и оптическим прицелом. Оптический прицел позволял вести стрельбу на дистанции до 2,5 км. C закрытых позиций по прямой наводке до 3 км., по непрямой наводке до 3.5 км. Предохранитель Флажковый предохранитель от случайных выстрелов расположен над пистолетной рукояткой с левой стороны в ствольной коробке. Питание Двухвариантное: барабан или лента. Первоначально использовался двойной барабанный магазин от Mg-13. С изменением конструкции приемника (введение двустороней прямой подачи патрона в патронник) позволили использовать гибкую металлическую шарнирно-звеньевую ленту. Лента имела незамкнутое звено, что позволяло с помощью патрона соединять ленты между собой. Также новоя конструкция приемника позволяла подводить ленту как с левой, так и с правой стороны. Выбор направления движение ленты осуществлялся перестановкой подающих пальцев лентопротяжного механизма, а также сменой фигурного рычага, приводящего в действие механизм и раположенного под откидной крышкой лентопротяга. При использование пулемета в качестве зенитного, ленты укладывались в специальные коробки, которые присоединялись к приемнику. Емкость барабана - 75 патронов. Емкость ленты - 50 или 250 патронов Варианты Пулемет можно использовать в качестве ручного, станкового, зенитного или танкового. При использовании в качестве ручного к передней части (большая стабильность при ведении огня) или задней части (больший сектор огня) кожуха крепится складная двуногая сошка. При использовании в качестве станкового Mg-34 устанавливается на универсальный станок (треногу) образца 1934 года, который позволяет вести стрельбу, как по наземным, так и по воздушным целям (только при использование специального адаптера). Станок имел буффер отдачи, узел управления огнем, крепление оптического прицела. В этом варианте стрельбу из Mg-34 можно вести лежа, сидя или с колена. При использовании в качестве зенитного (для борьбы с самолетами на высоте до 1км.) используется легкая алюминиевая зенитная тренога образца 1934 года или же он мог монтироватся на зенитно-пулеметной спаренной тумбовой установке (ЗПУ).Пулемет Mg-34 может использоваться и как танковый. Для этого необходимо снять сошку и приклад. В этом варианте пулемет имел массивный металлический кожух ствола на две трети длины без перфорации. В некоторых случаях, когда невозможно использовать станок пулемет утанавливали на плече второго номера расчета. Замена ствола При стрельбе очередями ствол пулемета быстро нагревается, что обусловлено, прежде всего, очень высоким темпом стрельбы. По этой причине конструкция пулемета позволяла заменить ствол. Замену производят два человека. Ствольная коробка имеет цилиндрическую форму, соединяется с кожухом ствола продольной осью на правом боку и защелкой на левом. Ствольная коробка откидывается относительно кожуха ствола вверх и вправо, открывая казенную часть ствола. Горячий ствол извлекался из кожуха и на его место ставился холодный, после ствольная коробка поворачивалась в исходное положение. Выемка горячего ствола производится в асбестовых рукавицах. Комплектование В каждом отделении пехотных, гренадерских, кавалерийских и горнострелковых полков имелось по одному ручному пулемету Mg-34. В пехотных батальонах на вооружении пулеметных рот имелось 12 станковых Mg-34. Разведывательные, мотоциклетные и саперные подразделения пехотных и мотопехотных частей также имели некоторое количество Mg-34. Достоинства Mg-34, обладал высокой скорострельностью и превосходил по огневой мощи все иностранные пулеметы 1930-х, начала 1940-х гг. В его конструкции впервые удалось успешно решить проблему единого универсального пулемета. К основным достоинствам можно отнести установка любого вида питания, любое направление подачи ленты, регулировка автоматики, смена ствола, быстрый переход от одного вида огня к другому, перестановка сошек, простота обслуживания и обращения. Недостатки Несмотря на все вышеперечисленные достоинства Mg-34 получился довольно сложным, трудоемким и очень дорогим пулеметом. В ходе войны отчетливо выявились недостатки в его конструкции. Mg-34 был слишком сложен в производстве, требовал слишком много ресурсов, большая часть деталей изготовлялась методом фрезерования с очень жесткими допусками, при этом необходимо было использовать металл высокого качества. Из-за этого его массовое производство было затруднено и не покрывало растущие потребности вермахта, что было неприемлимо для условий военного времени, требовавшего производить пулеметы в огромных количествах. При эксплуатации же требовались многочисленные дополнительные приспособления. Боевые действия показали, что Mg-34 не выдерживает эксплуатации в экстремальных условиях он оказался слишком чувствительным к воздействию жары и холода, а также он имел повышенную чувствительность к загрязнению механизмов. Замена нагретого ствола была довольно сложной операцией, требовавшей участия двух человек и наличия асбестовых рукавиц, что в боевых условиях вызывало затруднения. Все эти недостатки говорили о необходимости создания принципиально иной конструкции. По этой причине в 1942 году появился гораздо более простой в производстве и надежный пулемет Mg-42. Статистика Пулемет был официально принят на вооружение в 1934 году и до 1942 года являлся основным пулеметом не только пехоты, но и танковых войск Германии. В 1942 году вместо Mg-34 на вооружение был принят более совершенный пулемет Mg-42, однако из-за больших потребностей фронта в этом надежном оружии производство Mg-34 продолжалось из выпущенных ранее комплектующих деталей вплоть до конца Второй Мировой войны. За период с 1934 по 1942 год было произведено 345 109 пулеметов Mg-34. За период с 1942 по 1945 год было произведено 130 879 пулеметов Mg-34. Всего было выпущено 475 988 пулеиетов. Пулемет MG-34 являлся грозным и универсальным оружием, которое заслужило почетное место в истории стрелкового оружия. тактико-технические характеристики Калибр: 7,92x57 мм Mauser Начальная скорость пули: 745 м/с Вес пулемета: 12 кг Вес пулемёта со станком: 33 кг Длина: 1220 мм Емкость ленты: 50 или 250 патронов Емкость барабана: 75 патронов Темп стрельбы: 900 выстр/мин Практическая скорострельность: 100 выстр/мин Прицельная дальность: 2000 м MG 34 на фронте: Пулеметный расчет Вермахта. Пулемет MG-34 на зенитном станке. Северная Африка 1943 год (фото настоящее) ![]() Немецкие парашутисты с пулеметом MG 34, на подступах к городу Лейбниц. ![]() Немецкий пулеметчик, перед наступлением союзных войск (попровляет сошки) осень 1943 года. ![]() Солдаты полка "Эдельвейс" держат позицию. Кавказ 1942 год. ![]() Франция 1943 год. ![]() P.S История интересна со всех сторон... ![]() | |
|
Всего комментариев: 0 | |