13:05 Шедевры Мировой Живописи XV-XVII вв | |
Питер пауль Рубенс "Вакханалия", 1615
![]() Сандро Боттичелли "Весна", 1477-1478 В центре полотна мы видим изображенную Венеру, над головой которой парит ее вечный спутник Амур. Справа от центра изображена богиня Флора. А также Бог ветра Зефир преследующий нимфу Хлою. С левой стороны мы видим трех танцующих граций, и бога Меркурия, разгоняющего тучи. Как можно заметить, вся картина выполнена из сочетаний легких и трепетных линий тел, детализирования ландшафта и его одушевления. Картина наполнена эмоциональной составляющей и выражает переживание каждого персонажа в отдельности. Считается, что изначально тема для написания этой картины была почерпнута из поэмы Полициано «Турнир» в которой прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Однако за время, прошедшее от начала работы до ее завершения, Симонетта скоропостижно скончалась, а сам Джулиано, с которым художника связывала дружба, был злодейски убит. Что не могло не отразиться на настроении картины. ![]() Сандро Боттичелли "Аллегория Добродетели", 1495 Сюжет картины, несомненно, взят из Библии: Фамарь, изгнанная Амноном (http://www.bottichelli.in>foall.infotxt/3pokinut.s>html). Но этот единичный исторический факт в его художественном воплощении приобретает вечное и общечеловеческое звучание: тут и ощущение слабости женщины, и сострадание к ее одиночеству и подавляемому отчаянию, и глухая преграда в виде закрытых ворот и толстой стены, напоминающей стены средневекового замка. Человек, раздавленный безнадежностью в этой бездушной, безжизненной среде, несомненно, духовный автопортрет самого Боттичелли. ![]() Леонардо да Винчи "Вакх", 1510-1513 Вакх называемый иногда греками Дионисом, а римлянами Либером, был первоначально фракийский или фригийский бог, культ которого был греками перенят очень рано. Вследствие распространенного в Греции виноделия этот культ укоренился прочно, особенно между сельским населением. По предположению некоторых исследователей, Вакх - бог греческий, в мифы о котором и в обряды почитания вкрались с течением времени чужеземные элементы, преимущественно фригийской и фракийской религии. Это бог небесной и земной влаги и обусловливаемой ею и солнечным теплом живой силы природы, а также - бог вина и его возбуждающего действия на человека. Большинство народных празднеств, посвященных ему, непосредственно связаны с занятиями по виноделию и виноградарству. ![]() Леонардо да Винчи "Мадонна в скалах", 1511 Эстетический замысел большого алтарного образа Леонардо "Мадонна в скалах" вмещает в себе и платоновское определение красоты как "сияния божественного света", и ренессансное представление о прекрасном как "сияния божественного лика". Самое поразительное в картине - это просвет в скалах в левом верхнем углу. Там видится целая аллея гигантских зубчатых утёсов, а в напряжённых тональных контрастах заключён световой эпицентр полотна. Свет, распространяющийся из грота, - не просто физический свет, - он придаёт образу картины космический масштаб, одухотворяет, возвеличивает героев. Отблески небесного сияния ложатся на лики и фигуры людей. Их окружает та же мягкая светящаяся живописная материя, что льётся из Беспредельности. Считается, что Леонардо впервые в эпоху Возрождения в "Мадонне в скалах" решил задачу слияния человеческих фигур с пейзажем. ![]() Питер пауль Рубенс "Вакханалия", 1615 Античная мифология стала одной из главных тем творчества Рубенса. В основе сюжета картины - миф о боге плодоносящих сил природы, растительности и виноградарства Вакхе и его спутниках - Силене, сатирах и вакханках. В эпоху Рубенса считалось, что они выражают телесную, животную сторону человеческой натуры, ведут бездумное существование среди природы, в полной гармонии с ней. Все в картине пронизано ощущением жизенного напора, преизбыточности и великолепия. Динамичны движения персонажей: пышные сатирессы с усилием поддерживают опьяневшего Силена; сатир, висящий на дереве, дразнит тигра; дети с жадностью приникли к груди матери. Густой золотистый тон пронизывает горячие краски картины, наложенные широкими свободными мазками. ![]() Питер пауль Рубенс "Суд Париса", 1638 Проблема выбора прекраснейшей из женщин волновала многих живописцев, и они обращались к изображению суда Париса из Троянского цикла греческой мифологии. В сказании говориться что незадолго до рождения Париса Гекабе приснилось, что она родила огонь, испепеливший Трою. Прорецатели истолковав сон, предсказали ей, что рожденный ею сын погубит родной город. Сразу же после рождения Париса родители приказали бросить ребенка на горе Иде на съедение волкам. Однако, хранимый богами, Парис не погиб, его выкормила своим молоком медведица. Мальчик был найден пастухом Агелаем, который и взял его к себе в дом, где воспитал вместе со своими детьми. Парис выделялся среди своих сверстников силой и красотой. Живя в семье пастуха, Парис вступил в брак с прорицательницей и целительницей Эноной, дочерью речного бога Кебрена. Однажды на свадьбе Пелея и Фетины богиня раздора Эрида подбросила собравшимся гостям яблоко с надписью «Прекраснейшей». Из-за этого яблока возник спор между Герой, Афиной и Афродитой. Богини обратились к Зевсу, что бы он решил, кому должно достаться яблоко. Зевс отправил богинь в сопровождении Гермеса на гору Иду, где Парис пасший там свои стада, должен был решить, которая из богинь самая прекрасная. Каждя из богинь старалась склонить его на свою сторону: Гера предлагала ему власть и богатства, Афина – мудрость и военную славу, Афродита –красивейшую женщину на земле в жены. Парис отдал яблоко Афродите. С тех пор Афродита всегда покровительствовала Парису. С помошью Афродиты он похищает жену спартанского царя Менелая – Елену, что вызвало Троянскую войну. На войне он был ранен смертельной стрелой Филоктета. Оскорбленная неверностью Энона отказыватся ему помочь и он умирает. В современном языке имя Париса стало синонимом слова «Красавец», «соблазнитель». ![]() Рембрандт ван Рейн "Торжество Вальтасара", 1635 ВАЛТАСАР, согласно книге Даниэля, сын Навуходоносора и последний царь Вавилона. На пире, устроенном Валтасаром для высоких сановников, пили вино из сосудов, захваченных Навуходоносором в иерусалимском Храме. Во время пира появилась таинственная рука и написала на стене слова мене, мене, ткел у-фарсин, которые никто из присутствующих не смог истолковать. Вызванный к царю Даниэль истолковал эти слова как предсказание грядущего падения царства. В ту же ночь Валтасар был убит, а его преемником стал Дарий Мидянин. Вавилонские источники упоминают Валтасара как сына, наследника и регента последнего вавилонского царя Набонида. В 539 г. до н. э. Вавилон был завоеван Киром, царем Персии. ![]() Рембрандт ван Рейн "Даная", 1636 картина Рембрандта из коллекции Эрмитажа, написанная по мотивам древнегреческого мифа о Данае, матери Персея. Когда царь древнегреческого города Аргоса узнал о пророчестве, согласно которому ему суждено умереть от руки сына Данаи, своей дочери, он заключил её в подземелье и приставил к ней служанку. Бог Зевс, однако, проник к Данае в виде золотого дождя, после чего она родила сына Персея. Классический сюжет картины — явление Зевса в виде золотого дождя к находящейся в заключении женщине. Обнажённое тело молодой женщины привлекает внимание мягкими контурами, игрой света и тени. Беззащитность и мягкость чувствуется во всей её фигуре, которая, несмотря на несоответствие современным канонам, является символом женственности и красоты. В отличие от произведений других художников, на картине отсутствует золотой дождь, символизирующий Зевса, и взгляд Данаи направлен не вверх, как можно было бы ожидать, а в сторону протянутой руки. В субботу 15 июня 1985 года в зал Рембрандта в Эрмитаже вместе с экскурсией пришёл мужчина, который спросил у работниц музея, какая из картин в этом зале наиболее ценная. После этого он подошёл к «Данае» и, достав из под полы склянку, выплеснул её прямо в центр холста. Краска немедленно начала пузыриться, менять цвет — в склянке была серная кислота. Злоумышленник также достал нож и успел дважды порезать картину. Позже экспертиза признала мужчину сумасшедшим. Им оказался житель Литвы Бронюс Майгис, который объяснил свой поступок политическими мотивами. | |
|
Всего комментариев: 0 | |