В 1965 году она дебютировала в роли Клеопатры на сцене театра «Олд Вик» в шекспировской трагедии «Антоний и Клеопатра». ХЕЛЕН МИРРЕН, актриса. Год рождения – 1945, 26 июля
Родилась в Лондоне. Ее настоящее имя – Елена Лидия Миронофф. Дед Хелен, русский аристократ, занимавшийся закупкой вооружения для армии, часто бывал в Лондоне по делам службы, и после Октябрьской революции остался с семьей в Англии. Несмотря на знатное происхождение, семья Хелен жила достаточно скромно: ее отец, стараясь прокормить семью, в разное время работал музыкантом в оркестре, таксистом, инструктором по вождению. «В нашем семейном альбоме есть фотография моего дедушки Петра Миронова в форме офицера царской армии, – рассказала актриса. – Дед был убежденным монархистом, так и не примирившимся с падением царского режима в России. Он бежал с женой и двухлетним сыном Василием, моим будущим отцом, в Англию. Занимаясь закупкой вооружения для царской армии, дед часто бывал в Лондоне по делам службы, поэтому и предпочел эту страну. Отец рассказывал, что дед сильно скучал по России и страдал от мысли, что никогда не сможет туда вернуться. У отца, который обладал крайне левыми политическими взглядами, сложились очень непростые отношения с дедушкой. К тому же, ему пришлось скрывать свое русское происхождение, так как англичане подозрительно относились к иммигрантам и не принимали их на государственную службу, и из Василия Петровича Миронова превратиться в Бэзила Миррена». Её дед по матери служил мясником при дворе королевы Виктории. По окончании женской школы святого Бернара в небольшом городке Вэстклифф-он-Си в Эссексе, Хелен поступила в педагогический колледж. Однако с детства мечтавшая о сцене, все свое свободное время уделяла репетициям в Национальном молодежном театре. В 1965 году она дебютировала в роли Клеопатры на сцене театра «Олд Вик» в шекспировской трагедии «Антоний и Клеопатра». Ее выступление произвело сенсацию в лондонском театральном мире, и два года спустя Хелен получила приглашение в труппу Королевского шекспировского театра. Одной из первых ролей, сыгранных ею в этом прославленном театре, была Кастиза в «Трагедии мстителя» Томаса Миддлтона, за которой последовала целая галерея шекспировских героинь: Феба в «Как вам угодно», Крессида в «Троиле и Крессиде», Геро в «Много шума из ничего», Офелия в «Гамлете», леди Анна в «Ричарде III» и Джулия в «Двух веронцах». Впервые появившись на экране в 1967, она вскоре сыграла Гермию в фильме-спектакле «Сон в летнюю ночь», поставленном художественным руководителем ее театра Питером Холлом. Вскоре молодая актриса поразила зрительскую аудиторию чувственной манерой игры и своей вызывающей сексуальностью, а после того, как она снялась в картинах «Возраст согласия» и «Дикий мессия», где в некоторых сценах появлялась обнаженной, таблоиды закрепили за ней звание секс-символа. В то же время Миррен имела репутацию серьезной драматической актрисы, которую она доказывала всякий раз, выходя на театральную сцену. Славу Хелен Миррен принесли ведущие роли в фильмах «Долгое прощание» Роберта Олтмана, «Калигула» Тинто Брасса, «Повар, вор, его жена и её любовник» Питера Гринуэйя. Главная роль в драме «Кэл» принесла ей приз Каннского фестиваля за лучшую женскую роль. Поскольку Хелен чаще других актрис классической английской школы появлялась на экране обнаженной, кинокритики именовали ее «секс-символом для интеллектуалов». С 1972 года Хелен работает с прославленным режиссёром Питером Бруком: в течение года труппа разъезжала по странам третьего мира, выступая перед туземцами и сборщиками фруктов. «В то время я не забивала себе голову разного рода карьерными соображениями, – рассказала актриса, – меня не интересовали съемки в кино. Я просто хотела учиться у Питера Брука. Это действительно было время радикальных экспериментов. Мы представляли собой разношерстную труппу в этническом и возрастном отношении. Нашу аудиторию могли составить пара туземцев и коза, или пара тысяч туарегов на верблюдах. Мы расстилали огромный ковер посреди пустыни и играли спектакли без слов, практически не используя мимику, изъясняясь только на языке жестов и пластики, под аккомпанемент местных народных инструментов». В 1974 году она вновь присоединилась к Королевскому шекспировскому театру. Актриса также работала и в других театрах, таких, как «Олдвич» и «Лирик». На сцене «Лирик» она сыграла одну из лучших своих сценических ролей, Нину Заречную в чеховской «Чайке», которая по достоинству была оценена театральной критикой. ««Чайка» – это, к сожалению, пока единственный чеховский спектакль, который мне удалось сыграть. – говорит Хелен. – Собственно роль Нины меня, честно, говоря, немного разочаровала. Ее линия в спектакле мне показалась неровной. Сначала героиня появляется на сцене лишь эпизодически, затем ей предстоит большой сложный монолог, после которого Нина надолго исчезает, возвращаясь лишь к финалу. Не могу сказать, что меня захватила эта роль, хотя мою работу высоко оценили критики, и я получила за «Чайку» несколько премий. Возможно, роль Нины притягивает молодых русских актрис потому, что созвучна их собственным переживаниям и романтичному отношению к актерской профессии. Если говорить о британских актрисах, то большинство из них грезят о роли Офелии или Джульетты. У меня никогда не было подобных переживаний. Я довольно практично отношусь к своей профессии и стремлюсь к максимальному разнообразию». В 1986 году Хелен выходит замуж за американского режиссёра Тэйлора Хэкфорда, обладателя премии «Оскар» за лучший короткометражный фильм. На британском телевидении Миррен в течение ряда лет играла инспектора полиции Джейн Теннисон в сериале «Главный подозреваемый». В 1995 году актриса впервые выступила на Бродвее в роли Наталии Петровны в пьесе «Месяц в деревне» Тургенева, она получила престижную американскую премию «Тони». У себя же на родине актриса дважды выдвигалась на соискание премии Лоуренса Оливье: в 2001 за роль леди Торренс в пьесе Теннеси Уильямса «Орфей спускается в ад» и в 2004 за роль Кристин Маннон в пьесе «Траур к лицу Электре» Юджина ОНила. Критики единодушны в том, что царственные роли очень удаются Хелен – она сыграла королев в шести фильмах. Сыграв Eлизавету II в картине Стивена Фрирза «Королева» актриса обрела мировую славу. За исполнение этой роли Миррен получила награду Венецианского фестиваля и стала обладательницей премии «Оскар». «Моя мама-англичанка выросла в рабочей среде и была убежденной антимонархисткой. Когда я была маленькая, она говорила мне: «Знаешь, даже королева ходит в туалет. Королева такой же человек, как и все мы». В юности я сама была антимонархисткой. Но с годами смягчилась, и теперь я буквально восхищаюсь королевой. Однако я отношусь к той части британцев, которым это чувство не мешает иногда подшучивать над ней и другими членами королевской семьи в компании друзей». Кроме того, актриса создала в кино и несколько образов русских женщин. В фильме «Космическая одиссея-2010» она сыграла командира советского космического корабля Таню Кирбук, а в фильме «Белые ночи», где она снималась вместе с Михаилом Барышниковым, ее героиню звали Галина Иванова. Всего же на счету актрисы около 100 фильмов и 52 престижные кинонаграды, список которых теперь увенчан «Оскаром». Сегодня Хелен Миррен живете в Лос-Анджелесе, а снимается, в основном, в Европе. «Я переехала в Лос-Анджелес только потому, что там живет мой муж, американский режиссер Тэйлор Хэкфорд. Кстати, наш роман начался в Петербурге, на съемках фильма «Белые ночи». Сначала я воспринимала переезд как ссылку, и очень болезненно переживала отрыв от своей страны, окружения, культуры. Но я хотела быть вместе с Тэйлором. Мы подолгу не видимся из-за съемок, но существующий вариант – наиболее взаимоприемлемый компромисс». Есть ли какая-то прямая связь между тем, что потомок русских аристократов Мироновых – Хелен Миррен играет особ королевских кровей с таким успехом, и ее благородным происхождением? Хочется в это верить. Хотя скорее всего дело в невероятном творческом даре актрисы. «До последнего времени мне практически ничего не было известно о моих русских корнях. Моего русского дедушки не стало, когда мне было всего семь лет, а вскоре умерла и бабушка. Их письма, бумаги, документы все эти годы были в нашем доме, но я не владею русским языком, и не могла ничего прочитать. Во время съемок последней части детективного телесериала «Главный подозреваемый», я познакомилась с русским актером Олегом Меньшиковым и его переводчиком, которого затем и попросила заняться бумагами дедушки. Я узнала, что наше фамильное поместье находилось под Смоленском. Дедушка был потомственным военным и происходил из дворянской семьи. Он покинул Россию после революции 1917 года, оставив на родине шестерых сестер. Во время прогулки по Кремлю я смогла найти в одном из залов имя моего пра-пра-пра-прадедушки по материнской линии, фельдмаршала Каменского, воевавшего против Наполеона. Надеюсь, что в ближайшее время смогу узнать о своих русских предках гораздо больше». Среди предков Миррен – фельдмаршал Михаил Каменский, главнокомандующий русской армии в 1806-1807 годах. Три года назад дочери русского эмигранта Хелен Миррен – Елене-Лидии Мироновой – был пожалован титул Дамы британской империи. А недавно она удостоилась неожиданного звания — самой сексуальной женщины старше 60. На церемонии «Оскар» актриса сказала: «Моя сестра говорила, что все дети хотят дотянуться до золотых звезд – и это самая большая и самая золотая звезда в моей жизни». Миррен, действительно, наделена русской аристократической красотой. «Великолепная», «царственная», «блистательная» – такими эпитетами наделяют актрису американские журналисты. Она показала Голливуду и миллионам простых смертных, что можно быть старше, скажем, тридцати лет и, по-прежнему, выглядеть красиво и чарующе.
ЛАРИСА МАЛЕВАННАЯ, актриса. Год рождения – 1939, 22 января
Родилась в селе Федоровка Ростовской области. Как она сама признается, ее детство было непростым: «Папа пил по-черному. Когда мне было тринадцать, он купил бутылку вина и угощал меня с подругами: девочки потом плакали, им было страшно это непривычное состояние. Один раз отец меня чуть не убил: замахнулся стулом, хорошо сестра подставила руку. Я требовала от мамы, чтобы она бросила отца, но она, мягкая и добрая, тащила на себе четверых детей и его, пропивавшего все деньги». Лариса с детства мечтала стать артисткой, но в семье ей внушали, что эта профессия для избранных. Поэтому, окончив школу, девушка поступила на историко-филологический факультет краснодарского пединститута. Тем не менее, детская мечта не давала Ларисе покоя. Незадолго до получения диплома она забрала документы и решила все-таки рискнуть. Ей был 21 год и она, боясь, что ее в таком возрасте не примут на актерский, решила поступать на режиссерский. Лариса подала документы в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии и, к своему удивлению, была принята на курс Аркадия Кацмана. Еще учась в институте, Лариса Малеванная познакомилась со своим будущим мужем Геннадием Опорковым. Вскоре они сыграли свадьбу. После окончания в 1965 году института Лариса Малеванная вместе со своим мужем пришли работать в Ленинградский театр им. Ленсовета. В 1971 году Малеванную пригласил в свой театр великий Георгий Александрович Товстоногов, но она отказалась. К тому времени Геннадия Опоркова назначили главным режиссером Театра Ленинского комсомола, и она предпочла перейти в труппу своего мужа. Лариса Ивановна вспоминает, что в первые годы их совместной жизни Геннадий Опорков просто жить без нее не мог. Однако с назначением его на должность главного режиссера, ситуация стала постепенно меняться. «Его начали донимать девочки-артистки: все хотели играть. Я все не могла поверить, что он не чувствует, что ему просто льстят. Один драматург мне сказал: вы не понимаете механизм действия лести, ей противостоять практически невозможно, человек должен быть гигантом, чтобы не отреагировать. Как только я уезжала на съемки, кто-нибудь его охаживал». Когда Лариса Малеванная поняла, что ничего изменить уже нельзя, она ушла сама, несмотря на то, что у них рос сын. В 1976 году, после развода, Лариса Малеванная ушла из театра своего мужа и несколько месяцев числилась в Малом драматическом. Именно числилась, потому что там просто не знали, что ей предложить. Именно в этот момент ее повторно пригласил в БДТ Товстоногов. Те, кто знает Георгия Александровича, понимает, что это само по себе практически невероятно. Первое время у Ларисы Ивановны не все получалось, но постепенно она стала одной из ведущих актрис театра. Среди ее ролей: Варвара в «Дачниках», Наталья в «Тихом Доне», комиссар в «Оптимистической трагедии», Елена Андреевна в «Дяде Ване» и многие другие. Впервые на экране Лариса Малеванная появилась сразу же по окончании института – в 1966 году она сыграла одну из ролей в телефильме Юлиана Панича «Проводы белых ночей». А спустя два года состоялся дебют Малеванной в «большом кино». Режиссер Вадим Михайлов доверил молодой актрисе главную роль Нюры Саловой в своей мелодраме «В день свадьбы». После этой работы кинорежиссеры обратили внимание на неординарную актрису, и приглашения не заставили себя ждать. В 70-е – 80-е годы Лариса сыграла большое количество ролей, нередко воплощая на экране сложные, острохарактерные образы. Среди наиболее известных: Екатерина Михайловна Селезнева в киноповести «Разрешите взлет!», Полина в дилогии Юрия Егорова «За облаками – небо» и «Там, за горизонтом», Манюня в социальной мелодраме Иосифа Хейфица «Единственная», Вера Ивановна в мелодраме Владимира Григорьева «Поздние свидания», Сооткин в драме «Легенда о Тиле» режиссеров Алова и Наумова, Софья Андреевна в «Подростке» Евгения Ташкова по одноименному роману Ф.М. Достоевского. Два раза Ларисе Малеванной довелось сыграть в картинах Петра Тодоровского. В «Интердевочке» она сыграла Аллу Сергеевну, мать Тани, создав из довольно скромной роли объемный, полноценный образ. Заметной оказалась и роль в трагической мелодраме «Анкор, еще Анкор!». О своем сотрудничестве с Тодоровским актриса вспоминает с особенной теплотой: «легко работалось у Петра Тодоровского. Он смотрит на всех актеров влюбленными глазами и ждет от нас только чуда».
После развода с Геннадием Опорковым Лариса Малеванная еще раз вышла замуж. Со вторым мужем они прожили вместе двадцать лет. В настоящее время у Ларисы Ивановны трое внуков – Света, Миша и Станислав. «Я живу одна. Пять лет назад разошлась со своим вторым мужем. Я дважды побывала замужем. Долго-долго не разводилась. Знаете, как обычно: а что скажут, что подумают? А потом, когда поняла, что это не имеет никакого значения, когда почувствовала, что наша история исчерпана до донышка, и уже давно, и что для меня этот брак – только тормоз, тогда я от него отказалась. Отдельно от меня живет мой сын – со своей женой и с тремя детьми. Я считаю, что это моя семья. Я у них бываю, и они – у меня. И на даче мы лето проводим вместе. Там у нас соседи замечательные – Толубеев Андрей Юрьевич, актер БДТ и его семья. Посиделки у костра – с играми всякими, литературными и прочими. У них хорошая семья, дружная. Хотя все бывает, конечно. Никакую семью идеализировать нельзя. Люди ершистые, задиристые, молодые. Но это правильная семья. Там «гвоздь» – папа. Он зарабатывает деньги. Но свое место совершенно замечательно занимает его жена Оксана. Она снимает все конфликты, сглаживает все острые углы. Она очень верно, мне кажется, ощущает свою женскую роль. Сын – инженер-программист. Дети стихи сочиняют, читают стихи, могут попеть, на гитаре поиграть, но такой страсти к театру – ни у кого. Это же, знаете, как благословение или как проклятие – с самого детства можно почувствовать». В последние годы Лариса Ивановна после многолетнего перерыва вернулась на киноэкран. В сериале «Черный ворон» она сыграла Марину Ларину, в экранизации романа Достоевского «Идиот» – генеральшу Иволгину. Среди последних работ Ларисы Малеванной – роли в сериалах «Демон полдня» и «Прииск». В прошлом году на экраны вышел сериал «Апостол». «Очень серьезно нас учили немецкому языку, – говорит актриса, – вообще мы всерьез отнеслись к этому материалу, все актеры. Но когда идет такое напряжение, хочется немножко потрепаться. И вот Фоменко выходит: «А что мы сейчас здесь будем снимать?» Какую-то рожу скривил, абсолютный дебил. Я его мать играла. Говорю: «Сыночек! Я же тебя лечила, я же тебе от дебилизма таблеточки приносила, почему ж ты такой все-таки?» – «А я тебя обманывал. Я таблеточки выплевывал». Вот так артисты развлекаются на съемках». Единственное, о чем она просит режиссеров, – не предлагать ей роли страдающих женщин. Таких она уже много сыграла. Хочется комедий. Помимо съемок в кино Лариса Малеванная преподает в ЛГИТМиКе, занимается режиссурой. «Жизнь идет. Жизнь интересная. Но не всегда. У любого человека ведь бывают моменты неуверенности, неудач, депрессии. Это нормальное кризисное, тупиковое состояние. Люди его пугаются. Но с приобретением жизненного опыта начинаешь понимать, что пугаться не стоит. Потому что любой тупик, любой кризис плодотворен. В этот момент происходит переосмысление многого, начинаешь куда-то тыкаться и что-то находишь. У меня был период, когда совсем не было ролей. Ни в БДТ, ни в кино, нигде. Три года! С ума, наверное, можно было бы сойти, если бы я уже не начала собой всерьез заниматься, просто воспитанием себя. Я поняла, что это для чего-то мне нужно. И стала учить стихи. На одном концерте случайно встретилась с одной молодой певицей, которая так же, как и я, маялась в поисках себя. Мы сделали с ней программу «Кому огонь любви знаком», где я читаю Тютчева, Есенина, Пушкина, Гейне, Ахматову, Цветаеву, а она поет романсы. Играем в маленьких зальчиках – то в музеях, то в каких-то особнячках. Публика принимает замечательно! Публика приходит такая неповседневная. Что меня удивило, иногда приходят старшеклассники и студенты. Мне казалось, что кроме пива, водки, курева и наркотиков им уже ничего не нужно. Знаете ведь, как все старики обычно ворчат на молодых и не понимают их. И вдруг они приходят! И слушают Пушкина и Есенина. А потом приходят за кулисы поблагодарить, задают вопросы. И покупают поэтические сборники. Это так приятно!». Недавно на экран вышел художественный фильм «Иоланта». Его режиссер-постановщик – Лариса Малеванная. Ей предложили помочь студентке Университета кино и телевидения Лидии Бабушкиной подготовить дипломный проект. Малеванная долго сомневалась, но решилась. В итоге получилась 20-минутная лента о любви. Немолодой мужчина подал объявление в газету – отозвалась женщина. Возник роман телефонный, затем настоящий. На съемки фильма ушла всего одна зимняя неделя. Снимали в Тосно, в поселке на даче у Ларисы Малеванной, на почтовых станциях и улицах Петербурга. Бюджета у картины не было никакого. Актеры снимались бесплатно. Реквизиты, костюмы – все свое. «Ну, скажем, муж Лиды Артем приходил после работы своей непростой, делал декорации, даже диван сам сколотил, подлокотники сделаны из мешочков с песком. На свалке нашли торшер с дыркой в абажуре, накинули на него мой шелковый платок, в кадре получилось очень хорошо. Все из дома несли – вазу, цветок в горшке, скатерти, посуду. Трудностей было много – уже на монтаже фильма услышали брак по звуку. Переснять было невозможно, пришлось выкручиваться». Фильм пока не принял участие ни в одном кинофестивале, не получил наград, но все, кто его видел, говорят о мастерстве актеров и режиссера. «Надо сказать, что я принадлежу к числу людей, которые не умеют жить прошлым, и, наверное, это хорошо. Я стараюсь не травить себе душу: надо, мол, было не так, а эдак. Ну, было. Я играла очень много, а теперь – не так много. Всему свое время, как говорится. По этому поводу стараюсь не страдать, хотя в последнее время бывают моменты, я стараюсь их преодолевать, когда начинаешь ругать себя за то, за это, чувствовать виноватой. И лишний раз понимаешь, как это непродуктивно. Иногда просто «задолбаешь» себя по мелочам. Нехорошо».
ХЕЛЕН МИРРЕН, актриса. Год рождения – 1945, 26 июля
Родилась в Лондоне. Ее настоящее имя – Елена Лидия Миронофф. Дед Хелен, русский аристократ, занимавшийся закупкой вооружения для армии, часто бывал в Лондоне по делам службы, и после Октябрьской революции остался с семьей в Англии. Несмотря на знатное происхождение, семья Хелен жила достаточно скромно: ее отец, стараясь прокормить семью, в разное время работал музыкантом в оркестре, таксистом, инструктором по вождению. «В нашем семейном альбоме есть фотография моего дедушки Петра Миронова в форме офицера царской армии, – рассказала актриса. – Дед был убежденным монархистом, так и не примирившимся с падением царского режима в России. Он бежал с женой и двухлетним сыном Василием, моим будущим отцом, в Англию. Занимаясь закупкой вооружения для царской армии, дед часто бывал в Лондоне по делам службы, поэтому и предпочел эту страну. Отец рассказывал, что дед сильно скучал по России и страдал от мысли, что никогда не сможет туда вернуться. У отца, который обладал крайне левыми политическими взглядами, сложились очень непростые отношения с дедушкой. К тому же, ему пришлось скрывать свое русское происхождение, так как англичане подозрительно относились к иммигрантам и не принимали их на государственную службу, и из Василия Петровича Миронова превратиться в Бэзила Миррена». Её дед по матери служил мясником при дворе королевы Виктории. По окончании женской школы святого Бернара в небольшом городке Вэстклифф-он-Си в Эссексе, Хелен поступила в педагогический колледж. Однако с детства мечтавшая о сцене, все свое свободное время уделяла репетициям в Национальном молодежном театре. В 1965 году она дебютировала в роли Клеопатры на сцене театра «Олд Вик» в шекспировской трагедии «Антоний и Клеопатра». Ее выступление произвело сенсацию в лондонском театральном мире, и два года спустя Хелен получила приглашение в труппу Королевского шекспировского театра. Одной из первых ролей, сыгранных ею в этом прославленном театре, была Кастиза в «Трагедии мстителя» Томаса Миддлтона, за которой последовала целая галерея шекспировских героинь: Феба в «Как вам угодно», Крессида в «Троиле и Крессиде», Геро в «Много шума из ничего», Офелия в «Гамлете», леди Анна в «Ричарде III» и Джулия в «Двух веронцах». Впервые появившись на экране в 1967, она вскоре сыграла Гермию в фильме-спектакле «Сон в летнюю ночь», поставленном художественным руководителем ее театра Питером Холлом. Вскоре молодая актриса поразила зрительскую аудиторию чувственной манерой игры и своей вызывающей сексуальностью, а после того, как она снялась в картинах «Возраст согласия» и «Дикий мессия», где в некоторых сценах появлялась обнаженной, таблоиды закрепили за ней звание секс-символа. В то же время Миррен имела репутацию серьезной драматической актрисы, которую она доказывала всякий раз, выходя на театральную сцену. Славу Хелен Миррен принесли ведущие роли в фильмах «Долгое прощание» Роберта Олтмана, «Калигула» Тинто Брасса, «Повар, вор, его жена и её любовник» Питера Гринуэйя. Главная роль в драме «Кэл» принесла ей приз Каннского фестиваля за лучшую женскую роль. Поскольку Хелен чаще других актрис классической английской школы появлялась на экране обнаженной, кинокритики именовали ее «секс-символом для интеллектуалов». С 1972 года Хелен работает с прославленным режиссёром Питером Бруком: в течение года труппа разъезжала по странам третьего мира, выступая перед туземцами и сборщиками фруктов. «В то время я не забивала себе голову разного рода карьерными соображениями, – рассказала актриса, – меня не интересовали съемки в кино. Я просто хотела учиться у Питера Брука. Это действительно было время радикальных экспериментов. Мы представляли собой разношерстную труппу в этническом и возрастном отношении. Нашу аудиторию могли составить пара туземцев и коза, или пара тысяч туарегов на верблюдах. Мы расстилали огромный ковер посреди пустыни и играли спектакли без слов, практически не используя мимику, изъясняясь только на языке жестов и пластики, под аккомпанемент местных народных инструментов». В 1974 году она вновь присоединилась к Королевскому шекспировскому театру. Актриса также работала и в других театрах, таких, как «Олдвич» и «Лирик». На сцене «Лирик» она сыграла одну из лучших своих сценических ролей, Нину Заречную в чеховской «Чайке», которая по достоинству была оценена театральной критикой. ««Чайка» – это, к сожалению, пока единственный чеховский спектакль, который мне удалось сыграть. – говорит Хелен. – Собственно роль Нины меня, честно, говоря, немного разочаровала. Ее линия в спектакле мне показалась неровной. Сначала героиня появляется на сцене лишь эпизодически, затем ей предстоит большой сложный монолог, после которого Нина надолго исчезает, возвращаясь лишь к финалу. Не могу сказать, что меня захватила эта роль, хотя мою работу высоко оценили критики, и я получила за «Чайку» несколько премий. Возможно, роль Нины притягивает молодых русских актрис потому, что созвучна их собственным переживаниям и романтичному отношению к актерской профессии. Если говорить о британских актрисах, то большинство из них грезят о роли Офелии или Джульетты. У меня никогда не было подобных переживаний. Я довольно практично отношусь к своей профессии и стремлюсь к максимальному разнообразию». В 1986 году Хелен выходит замуж за американского режиссёра Тэйлора Хэкфорда, обладателя премии «Оскар» за лучший короткометражный фильм. На британском телевидении Миррен в течение ряда лет играла инспектора полиции Джейн Теннисон в сериале «Главный подозреваемый». В 1995 году актриса впервые выступила на Бродвее в роли Наталии Петровны в пьесе «Месяц в деревне» Тургенева, она получила престижную американскую премию «Тони». У себя же на родине актриса дважды выдвигалась на соискание премии Лоуренса Оливье: в 2001 за роль леди Торренс в пьесе Теннеси Уильямса «Орфей спускается в ад» и в 2004 за роль Кристин Маннон в пьесе «Траур к лицу Электре» Юджина ОНила. Критики единодушны в том, что царственные роли очень удаются Хелен – она сыграла королев в шести фильмах. Сыграв Eлизавету II в картине Стивена Фрирза «Королева» актриса обрела мировую славу. За исполнение этой роли Миррен получила награду Венецианского фестиваля и стала обладательницей премии «Оскар». «Моя мама-англичанка выросла в рабочей среде и была убежденной антимонархисткой. Когда я была маленькая, она говорила мне: «Знаешь, даже королева ходит в туалет. Королева такой же человек, как и все мы». В юности я сама была антимонархисткой. Но с годами смягчилась, и теперь я буквально восхищаюсь королевой. Однако я отношусь к той части британцев, которым это чувство не мешает иногда подшучивать над ней и другими членами королевской семьи в компании друзей». Кроме того, актриса создала в кино и несколько образов русских женщин. В фильме «Космическая одиссея-2010» она сыграла командира советского космического корабля Таню Кирбук, а в фильме «Белые ночи», где она снималась вместе с Михаилом Барышниковым, ее героиню звали Галина Иванова. Всего же на счету актрисы около 100 фильмов и 52 престижные кинонаграды, список которых теперь увенчан «Оскаром». Сегодня Хелен Миррен живете в Лос-Анджелесе, а снимается, в основном, в Европе. «Я переехала в Лос-Анджелес только потому, что там живет мой муж, американский режиссер Тэйлор Хэкфорд. Кстати, наш роман начался в Петербурге, на съемках фильма «Белые ночи». Сначала я воспринимала переезд как ссылку, и очень болезненно переживала отрыв от своей страны, окружения, культуры. Но я хотела быть вместе с Тэйлором. Мы подолгу не видимся из-за съемок, но существующий вариант – наиболее взаимоприемлемый компромисс». Есть ли какая-то прямая связь между тем, что потомок русских аристократов Мироновых – Хелен Миррен играет особ королевских кровей с таким успехом, и ее благородным происхождением? Хочется в это верить. Хотя скорее всего дело в невероятном творческом даре актрисы. «До последнего времени мне практически ничего не было известно о моих русских корнях. Моего русского дедушки не стало, когда мне было всего семь лет, а вскоре умерла и бабушка. Их письма, бумаги, документы все эти годы были в нашем доме, но я не владею русским языком, и не могла ничего прочитать. Во время съемок последней части детективного телесериала «Главный подозреваемый», я познакомилась с русским актером Олегом Меньшиковым и его переводчиком, которого затем и попросила заняться бумагами дедушки. Я узнала, что наше фамильное поместье находилось под Смоленском. Дедушка был потомственным военным и происходил из дворянской семьи. Он покинул Россию после революции 1917 года, оставив на родине шестерых сестер. Во время прогулки по Кремлю я смогла найти в одном из залов имя моего пра-пра-пра-прадедушки по материнской линии, фельдмаршала Каменского, воевавшего против Наполеона. Надеюсь, что в ближайшее время смогу узнать о своих русских предках гораздо больше». Среди предков Миррен – фельдмаршал Михаил Каменский, главнокомандующий русской армии в 1806-1807 годах. Три года назад дочери русского эмигранта Хелен Миррен – Елене-Лидии Мироновой – был пожалован титул Дамы британской империи. А недавно она удостоилась неожиданного звания — самой сексуальной женщины старше 60. На церемонии «Оскар» актриса сказала: «Моя сестра говорила, что все дети хотят дотянуться до золотых звезд – и это самая большая и самая золотая звезда в моей жизни». Миррен, действительно, наделена русской аристократической красотой. «Великолепная», «царственная», «блистательная» – такими эпитетами наделяют актрису американские журналисты. Она показала Голливуду и миллионам простых смертных, что можно быть старше, скажем, тридцати лет и, по-прежнему, выглядеть красиво и чарующе.
ЛАРИСА МАЛЕВАННАЯ, актриса. Год рождения – 1939, 22 января
Родилась в селе Федоровка Ростовской области. Как она сама признается, ее детство было непростым: «Папа пил по-черному. Когда мне было тринадцать, он купил бутылку вина и угощал меня с подругами: девочки потом плакали, им было страшно это непривычное состояние. Один раз отец меня чуть не убил: замахнулся стулом, хорошо сестра подставила руку. Я требовала от мамы, чтобы она бросила отца, но она, мягкая и добрая, тащила на себе четверых детей и его, пропивавшего все деньги». Лариса с детства мечтала стать артисткой, но в семье ей внушали, что эта профессия для избранных. Поэтому, окончив школу, девушка поступила на историко-филологический факультет краснодарского пединститута. Тем не менее, детская мечта не давала Ларисе покоя. Незадолго до получения диплома она забрала документы и решила все-таки рискнуть. Ей был 21 год и она, боясь, что ее в таком возрасте не примут на актерский, решила поступать на режиссерский. Лариса подала документы в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии и, к своему удивлению, была принята на курс Аркадия Кацмана. Еще учась в институте, Лариса Малеванная познакомилась со своим будущим мужем Геннадием Опорковым. Вскоре они сыграли свадьбу. После окончания в 1965 году института Лариса Малеванная вместе со своим мужем пришли работать в Ленинградский театр им. Ленсовета. В 1971 году Малеванную пригласил в свой театр великий Георгий Александрович Товстоногов, но она отказалась. К тому времени Геннадия Опоркова назначили главным режиссером Театра Ленинского комсомола, и она предпочла перейти в труппу своего мужа. Лариса Ивановна вспоминает, что в первые годы их совместной жизни Геннадий Опорков просто жить без нее не мог. Однако с назначением его на должность главного режиссера, ситуация стала постепенно меняться. «Его начали донимать девочки-артистки: все хотели играть. Я все не могла поверить, что он не чувствует, что ему просто льстят. Один драматург мне сказал: вы не понимаете механизм действия лести, ей противостоять практически невозможно, человек должен быть гигантом, чтобы не отреагировать. Как только я уезжала на съемки, кто-нибудь его охаживал». Когда Лариса Малеванная поняла, что ничего изменить уже нельзя, она ушла сама, несмотря на то, что у них рос сын. В 1976 году, после развода, Лариса Малеванная ушла из театра своего мужа и несколько месяцев числилась в Малом драматическом. Именно числилась, потому что там просто не знали, что ей предложить. Именно в этот момент ее повторно пригласил в БДТ Товстоногов. Те, кто знает Георгия Александровича, понимает, что это само по себе практически невероятно. Первое время у Ларисы Ивановны не все получалось, но постепенно она стала одной из ведущих актрис театра. Среди ее ролей: Варвара в «Дачниках», Наталья в «Тихом Доне», комиссар в «Оптимистической трагедии», Елена Андреевна в «Дяде Ване» и многие другие. Впервые на экране Лариса Малеванная появилась сразу же по окончании института – в 1966 году она сыграла одну из ролей в телефильме Юлиана Панича «Проводы белых ночей». А спустя два года состоялся дебют Малеванной в «большом кино». Режиссер Вадим Михайлов доверил молодой актрисе главную роль Нюры Саловой в своей мелодраме «В день свадьбы». После этой работы кинорежиссеры обратили внимание на неординарную актрису, и приглашения не заставили себя ждать. В 70-е – 80-е годы Лариса сыграла большое количество ролей, нередко воплощая на экране сложные, острохарактерные образы. Среди наиболее известных: Екатерина Михайловна Селезнева в киноповести «Разрешите взлет!», Полина в дилогии Юрия Егорова «За облаками – небо» и «Там, за горизонтом», Манюня в социальной мелодраме Иосифа Хейфица «Единственная», Вера Ивановна в мелодраме Владимира Григорьева «Поздние свидания», Сооткин в драме «Легенда о Тиле» режиссеров Алова и Наумова, Софья Андреевна в «Подростке» Евгения Ташкова по одноименному роману Ф.М. Достоевского. Два раза Ларисе Малеванной довелось сыграть в картинах Петра Тодоровского. В «Интердевочке» она сыграла Аллу Сергеевну, мать Тани, создав из довольно скромной роли объемный, полноценный образ. Заметной оказалась и роль в трагической мелодраме «Анкор, еще Анкор!». О своем сотрудничестве с Тодоровским актриса вспоминает с особенной теплотой: «легко работалось у Петра Тодоровского. Он смотрит на всех актеров влюбленными глазами и ждет от нас только чуда».
После развода с Геннадием Опорковым Лариса Малеванная еще раз вышла замуж. Со вторым мужем они прожили вместе двадцать лет. В настоящее время у Ларисы Ивановны трое внуков – Света, Миша и Станислав. «Я живу одна. Пять лет назад разошлась со своим вторым мужем. Я дважды побывала замужем. Долго-
|