13:13 Без заголовка | |
1. естественное право – совокупность прав и свобод, исторически признанные неотъемлемо присущими каждому человеку от рождения (напр., свобода);2. Источники конституционного права РФ Источники: 1. естественное право – совокупность прав и свобод, исторически признанные неотъемлемо присущими каждому человеку от рождения (напр., свобода); 2. позитивное право Конституция – устанавливает наиболее важные нормы и принципы, из которых вырастает детальное регулирование Федеральные законы и федеральные конституционные законы Указы Президента РФ – нормативные (на основании конституционных полномочий или в случае пробелов в законодательстве) и ненормативные (акты применения какого-либо закона, носят ограниченный характер). Могут быть отменены федеральным законом, т.е. являются подзаконными актами. Постановления Пр-ва Договоры и соглашения (внутренние и международные) Постановления КС, устанавл соотв К и др. нормативных актов; толкование К, решение споров о компетенции Регламенты палат ФС – нормативные акты с внутренней сферой применения, т.к. принимаются палатами для организации своей деятельности и осуществления законодательного процесса Акты СССР и РСФСР – в силу принципа преемственности или на период, пока не принято заменяющее их законодательство Акты органов местного самоуправления (в пределах своих полномочий) Доктрины и декларации 3. Понятие и виды конституций. Классификация конституций: 1. писаные и неписаные. В большинстве стран – единые писаные конституции, принимаемые в определенном порядке. Но в некоторых странах (великобритания, Швеция), в которых под конституцией понимают несколько правовых актов и даже обычаи (конст соглашения), существуют неписаные конституции (система сложилась в конкретных исторических условиях). 2. Классификация по порядку принятия: - октроированные («дарованные сверху») - законы, которые были «дарованы» народу монархом (Лихтенштейн, Непал, конст, данные Великобританией своим бывшим колониям) - принятые с помощью учредительного собрания (США 1787, Италия 1947, Индия 1948, Болгария 1990), референдума (Франция 1958, Россия 1993), или парламентским путем (Испания 1978). Эти способы обеспечивают волеизъявление народа ( к этому не имеют отношение пародии на «всенародное обсуждение», свойственные тоталитарным государствам (СССР 1977). «Харизматическая конституция» (харизма» греч. – божественный дар) - конституция, в разработке и принятии которой играет роль одаренный политический лидер, имеющий большое влияние, или диктатор («сталинская Конституция», «брежневская Конституция», искл. «деголлевская Конституция»). 3. Классификация по порядку изменения: - «гибкие» и «жесткие». «Гибкие» изменяются и дополняются также, как и обычные законы. «Жесткие» - с соблюдением определенных условий (рассмотрение поправки спустя определенное время после ее внесения, наличие квалифицированного большинства, обязательность ратификации субъектами федерации), т.е. создаются трудности на пути внесения поправок и изменений. Этот порядок способствует большей стабильности конституции. 4. По формам гос устройства: монархические, и республиканские, унитарные и федеративные 5. По временному признаку: постоянные и временные. Последние характерны для переходных периодов, обычно наступающих после гос переворотов. 4. Этапы конституционного развития российского государства. Документы конст.значения, принятые до окт 17 г. 1905 г. Были опубликованы Манифест и з-н об учр-и ГД, Положение о выборах в ГД (путем непрям выборов по 4 изб.куриям - землевладельцы, горожане, рабочие, крестьяне). З-ны носили дискриминацион хар-р (из числа избирателей искл-сь женщины, военные, молодежь и кочев народы). 1905 г. (Ник II) Манифест об усоверш-и гос.порядка, кот провозглашал основы гражданск свободы: неприкоснов-ть личности, своб совести, собраний и союзов. 1906 г. (Ник II) Осн гос.законы (преамбула+5гл. о существе верховн самодержавн власти, о правах и обяз-тях рос подданных, о з-нах, о Госсовете и ГД, о Совете Министров). Акты Временного Прав-ва: 1. «Об учрежд-ях по делам печати» 17г. (отменялась цензура); 2. «О собраниях и союзах» 17г. (устанавл-сь свобода созд-я обществ объед-й); 3. Манифест о провозглашении России респ-кой 17г. К РСФСР 18 г. - 1ая советск К. Гл особ-ти: 1. Провозглаш-е РСФСР своб социалистич общ-вом всех трудящихся и социалистическ направленности гос-в; 2. Закрепление принципа диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства; 3. Установл-е системы Советов на всех уровнях во главе со Съездом Советов; 4. Отстранение от участия в выборах представителей т.н. «эксплуататорских классов»; 5. Провозглашение России Фед-цией. К РСФСР 24г.и25г.Причина–обр-е в22г.СССР.Цель–отразить прир и структуру СССР. К СССР 36г. и РСФСР 37г. Гл особ-ти К СССР 36г.: 1. Провозгл-е возросшего единства трудящихся СССР и победы социалистич форм хозяйствования и социалистич собств-ти; 2. Закрепление принципа плановой эко; 3. Ув-е числа союзных респ-к (11) с одновремен усилением позиций центра. Многие нов союзные респ (Казах, Узбек, Таджик, Туркм и Киргиз) по реш-ю рук-ва РСФСР и СССР были выведены за пределы гос-ти РСФСР, и стали сам.союзными респ-ми,значит сокр-е терр-и РСФСР. 4. установл-е всеобщ, равного, прямого изб.права при тайн голос-и; 5. Установл-е нов системы органов гос.власти: Верховн Совет СССР вместо Съезда Советов; 6. Провозгл-е большего объема прав и свобод чела; 7. Офиц оформление однопартийной системы. Гл причины – крепление социализма в СССР и победа во внутрипартийн борьбе ВКП (б) Сталина. Эти К по своему содержанию были прогрессивн, «самыми демократич в мире», но в реальн жизни, в силу зарождающ тоталитарн режима, многие нормы данных К ост-сь фиктивными и не вып-сь. К СССР77г.иРСФСР78г.Причина>–корен изм-е ситуации в стране,победа т.н.«развит соц-зма». Особ-ти К СССР 77г.: 1. Отказ от принципа диктатуры пролетариата, и провозгл-е СССР общенар гос-м; 2. Установл-е руководящ и направляющей роли КПСС в об-ве; 3. Более шир регулирование статуса личности; 4. Подтверждение социалистич хар-ра эко; 5. Провозглашение ряда прогрессивн целей гос-ва. К РСФСР 78г. в 1989–93 гг. - В 89–93гг.в К СССР (до91) и РСФСР было внесено ок300поправок, сущ-но изм-х их сод-е (т.к. переход от социализма к капитализму в эко, политике и идеологии); - Значит-но обновлен К РСФСР 78г. действовала вплоть до принятия нов К РФ 93г. Необходим-ть смены К в нач 90-х. - СССР распался (К 78г. - К респ-ки в сост СССР) - отход от социалистич об-ва (К 78г. - период «развитого социализма»); - В 91г. прекратила свое сущ-е КПСС (К 78г. рук роль КПСС) - В 92г. нач радик эко.реформа (К 78г. - соц.уклад эко); - Реал-тью в Рос стала многопартийность; - Введен пост П РФизм.соотн-й полит сил в стране; - Стар система власти уже не работала, а нов не была закреплена конст-но, что обострило борьбу между различными ветвями власти. Борьба за власть между законодат (Съезд нар деп-ов) и исполнит (П, Прав-во) ветвями власти - гл причина торможения конст.процесса; Комиссия по подготовке нов К, созд в 90 г. на I Съезде нар деп-ов РСФСР, разработала проект К РФ. Попытки принять его (92-93г.) - безрез-но. Проект предусматривал контроль парламента за прав-вом и П (не устраивало сторонников П)конст.кризис; 5июн 93г. в Москве сторонники П откр Конст.совещание и выработали свой проект К, кот предусматр: - чрезмерн полномочия П РФ (право назначать мин-ов без согласия парламента и др); - слаб роль парламента, фактически лишение его контрольн фун-и; - слаб контроль судебн власти за деят-ю исп власти; - иные положения, неприемлемые для Съезда нар деп-ов и Верховн Съезда РФ. События, приведшие к реф-му 12.12.93 г. и принятию К РФ: 1. 24июн 93г. парламент отказ.сотрудничать с Конст. совещанием, а П – с парламентом; 2. 21сент 93г. П РФ своим Ук № 1400 распустил Съезд нар деп-ов и Верховн Совет РФ, что не было предусмотрено К; 3. противостояние м/у сторонниками и противниками П штурм здания парламента и подавление его сторонников в окт 93г.; 4. на12.12.93 были назначены реф-дум по вопросу принятия нов К, выработан Конст.совещанием, с незначит доп-ями; 5. 12.12.93 К РФ была принята боль-вом голосов избир-ей и вступила в силу. Осн принципиально нов положения К РФ 93 г., отличающие ее от советск К, таковы: • РФ — демократич федеративн правовое го¬с-во с республик формой правления; • гос власть осущ-ся на основе разделения на законодат, исп и судебн; • гос власть осущ-ют П РФ, постоянно действующ ФС РФ, Прав-во РФ и суды; • гос власть в субъектах РФ осущ-ют образуемые ими органы гос власти; • предметы ведения и полномочия между органами го¬с власти РФ и ее суб разграничены; • органы МС не входят в систе¬му органов гос власти; • признано идеологич и политич многооб¬разие, установлен запрет на гос или обяза¬т идеологию; • признаны многопартийность и равенство обществ объед-й; • чел, его права и свободы явл высш цен¬ностью; • гражданин РФ не м.б. лишен гр-ва или права изм-ть его, не м.б. выслан за пределы РФ или выдан др гос-ву; он может иметь гр-во ин гос-ва (дв гр-во) в соотв с ФЗ или МН договором РФ; • арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебн реш-ю, но возможно задержание до судебн реш-я на срок не бол 48 ч; • каждый им право на неприкосновенность частн жизни; • каждый вправе опр-ть и указывать свою нац принадлежность; • каждый может свободно выезжать за пределы РФ и возвращаться назад; • гарантируется свобода масс инф-ции, цен¬зура запрещается; • никто не обязан свид-ть против себя са¬мого, своего супруга и близких родственников, круг кот опр-ся з-ном; • в РФ не должны издаваться з-ны, отменяющие или умаляющие права и свободы чела и гражданина (они могут быть ограничены ФЗ в случа¬ях, предусмотр К РФ); • гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение воен службы, а также в иных установл ФЗ случа¬ях им право на замену ее альтернативн гражданск службой; • в РФ признаются и защищаются равным образом все формы собств-ти и гарантируется свобода эко деят-ти. 5. Гражданство РФ: понятие и принципы Гр-во — устойчивая правовая связь чела с гос-вом, выражающаяся в сов-ти их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основан на признании и уважении достоинства, осн прав и свобод чела. Осн принципы рос гр-ва закреплены в К РФ (ст. 6) и AP «О гр-ве РФ»: - Гр-во РФ приобретается и прекращается в соответствии с ФЗ, явл единым и равным независимо от оснований приобретения. что все лица, имеющие рос¬ гр-во , обладают одинаковым конст.-право¬вым статусом независимо от времени и способов его приобретения. Гр-во явл единым и равным независимо от оснований его приобретения. - Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. - Гражданин РФ не может быть лишен своего гр-ва или права изменить его. Закрепление в конституционных нормах принципа политического и идеологического многооб¬разия (ст. 13) исключило возможность высылки по политическим мотивам, так как граждане России вправе придерживаться той или иной идеологии, принимать активные меры к ее пропаганде и реализации. - Гражданин не может быть выслан за пределы страны или выдан другому гос-ву (ст. 61). РФ гарантирует своим гражданам защиту и по¬кровительство за ее пределами. Это одно из главных преимуществ гражданина гос-ва перед лицом без гражданства: гос-во за-ботится о своих гражданах, оказывает им всяческую помощь как внут¬ри страны, так и за ее пределами. + поощряется приобрете¬ние гр-ва РФ лицами без гр-ва, проживающими на тер¬ритории РФ. - Вопросы гр-ва относятся к исключительному ведению РФ, что гарантирует единство рос гр-ва (ст. 71в). - В России признается двойное гр-во, означающее, что гражданин РФ одновре¬менно может иметь гр-во др гос-ва (Но! Приоритетным является гр-во РФ). - Рос гр-во — гр-во открытое и не зависит от расы, языка, нац-ти и других обстоятельств. Приобретение или утрата рос гр-ва связаны с волеизъявлением граж¬данина, а не с политич обстановкой в стране или желания долж¬ностных лиц гос органов. ФЗ «О гр-ве РФ» (от 11 ноября 2003 г.) регулирует, прежде всего, условия приобретения и прекращения гр-ва РФ. В нем закреплены полномочия гос органов, ведающих делами о гр-ве, регламентируется производство по делам о гр-ве. З-н устанавливает также порядок исполнения и обжалования решений по делам о гр-ве. Все вышеперечисленные конст. принципы рос гр-ва явл основой для всего законодательства о гр-ве. 7. Федеральное Собрание РФ: конституционно-правовой статус, структура. Конст РФ утверждает ФС как один из органов, осущ-их гос власть в РФ (ст.11,ч.1). Съезда Если по прежней Конст парламент характеризовался как законодат, распорядит и контрольный орган гос власти, то теперь это только представит и законодат орган, не обл фун-ми прямого контроля над исп властью. ФС – постоянно действующий орган. Законотворческая функция: осн фун-я ФС Никто, кроме ФС, не им права из¬давать ФЗ. Они им высшую силу и прямое действие на всей терр-и РФ. ФС независимо! К РФ не опр-ет точных границ сферы законодательства, которое может быть принято ФС, вследствие чего парламент вправе принимать или не принимать любые з-ны без чьей-л указки. ФС не подчиняется какому бы то ни было контролю со стороны исполн власти. Оно сам-но опр-ет потребность своих расходов, которые фиксируются в гос бюджете, и бесконтрольно распоряжается этими ср-вами, => фин независимость. Обе палаты создают себе вспомогат аппарат, в деят-ть кот исп власть не вмешивается. ФС само опр-ет свою внутр орг-цию и процедуру, руководствуясь только требованиями К РФ. Никто не может вмешиваться в прерогативу ФС по принятию з-нов, чем обеспечивается подлинное всесилие ФС и его незав-ть в отправлении своей гла фун-и. Вместе с тем законотворческая незав-ть не явл абс. Она ограничивается через такие институты конст права, как президентское вето, референдум, ЧП и ВП, кот. приостанавливают действие з-нов, право КС РФ объявлять з-ны неконст., право П РФ распускать ГД при опр обстоятельствах, ратифицированные МН договоры, кот. по юр силе выше з-нов, требование К РФ о принятии ГДумой фин з-нов только при наличии заключения Прав-ва. Эти ограничения вытекают из принципа разделения властей, однако они не умаляют независимого положения ФС в сис-ме органов РФ. Представительная функция: ФС выступает выразителем инт-ов и воли граждан РФ. Народное представительство обеспечивается демократич избират сис-мой, открывающей возможность избрания в парламент для кажд гражданина в соотв-и с з-ном. Поскольку в правовом гос-ве выборы носят своб хар-р и не подчинены иллюзорной цели добиться участия в парламенте всех соц групп и слоев нас-я, в ФС представлены профессиональн политики безотносительно их нац-ти или соц положению. Чисто внешне представительн хар-р ФС возникает вследствие того, что деп-ы ГД представляют своих избирателей, а члены СФ явл представителями субъектов РФ. Как представительный орган ФС вправе выступать от имени всего народа даже тогда, когда воля парламента опирается лишь на боль-во, а не на всех депутатов (но это не исключит право – им пользуется еще и П). ФС явл законодат органом РФ, т.е. ФС обладает исключительным правом принимать з-ны и не может быть никакого др органа гос власти, кот обладал бы аналогичным правом. Сам-ть и незав-ть законодат власти также вырастают из принципов суверенитета народа и разделения властей. Эта власть образуется на основе прямого волеизъявления народа, а потому в процессе своей деятельности ФС не зависит от П и судебной власти, хотя и тесно с ними взаимодействует. К РФ прямо не говорит о контроле за испол¬нит властью. Вместе с тем палаты ФС наделены многими из тех полномочий, кот в со¬в-ти и сост-ют конт¬рольную фун-ю парламента и прежде всего ответственность Прав-ва перед ГД, утверждение СФ опр К Указов П РФ, участие палат в формировании гос органов власти, утверждение ими гос бюджета и контроль за его осущ-ем, право ратификации МН договоров, заслуши¬вание должностных лиц. ФС сост из 2 палат – СФ, выражающего инт-ы субъектов РФ, и ГД, призванной представлять инт-ы нас-я в целом. Кажд палата уст-ет порядок работы сам-но. Заседают, как правило, раздельно. ГД: 450 чел. СФ: по одному от представит и исполнит органов госвласти каждого субъекта РФ. 8. Основания приобретения, основания прекращения гражданства РФ. Гр-во — устойчивая правовая связь чела с гос-вом, выражающаяся в сов-ти их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основан на признании и уважении достоинства, осн прав и свобод чела. Осн принципы рос гр-ва закреплены в К РФ (ст. 6) и AP «О гр-ве РФ»: - Гр-во РФ приобретается и прекращается в соответствии с ФЗ, явл единым и равным независимо от оснований приобретения. что все лица, имеющие рос¬ гр-во , обладают одинаковым конст.-право¬вым статусом независимо от времени и способов его приобретения. Гр-во явл единым и равным независимо от оснований его приобретения. - Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. - Гражданин РФ не может быть лишен своего гр-ва или права изменить его. Закрепление в конституционных нормах принципа политического и идеологического многооб¬разия (ст. 13) исключило возможность высылки по политическим мотивам, так как граждане России вправе придерживаться той или иной идеологии, принимать активные меры к ее пропаганде и реализации. - Гражданин не может быть выслан за пределы страны или выдан другому гос-ву (ст. 61). РФ гарантирует своим гражданам защиту и по¬кровительство за ее пределами. Это одно из главных преимуществ гражданина гос-ва перед лицом без гражданства: гос-во за-ботится о своих гражданах, оказывает им всяческую помощь как внут¬ри страны, так и за ее пределами. + поощряется приобрете¬ние гр-ва РФ лицами без гр-ва, проживающими на тер¬ритории РФ. - Вопросы гр-ва относятся к исключительному ведению РФ, что гарантирует единство рос гр-ва (ст. 71в). - В России признается двойное гр-во, означающее, что гражданин РФ одновре¬менно может иметь гр-во др гос-ва (Но! Приоритетным является гр-во РФ). - Рос гр-во — гр-во открытое и не зависит от расы, языка, нац-ти и других обстоятельств. Приобретение или утрата рос гр-ва связаны с волеизъявлением граж¬данина, а не с политич обстановкой в стране или желания долж¬ностных лиц гос органов. ФЗ «О гр-ве РФ» (от 11 ноября 2003 г.) регулирует, прежде всего, условия приобретения и прекращения гр-ва РФ. В нем закреплены полномочия гос органов, ведающих делами о гр-ве, регламентируется производство по делам о гр-ве. З-н устанавливает также порядок исполнения и обжалования решений по делам о гр-ве. Все вышеперечисленные конст. принципы рос гр-ва явл основой для всего законодательства о гр-ве. 9. Понятия и система местного самоуправления в РФ. МС – сам-ная деят-ть граждан по регул-ю, управл-ю и реш-ю значит части вопросов местн знач-я в интересах нас-я данной терр-и с учетом развития всего об-ва. Конст положения по МС: - Органы МС не входят в систему органов гос.власти. - МС осущ-ся гражданами путем референдума, выборов, др форм прямого волеизъявления, через выборные и др органы МС. - Структура органов опр-ся населением сам-но - Изм-е границ терр-й, в кот осущ-ся МС, допускается с учетом мнения населения соотв терр-й. - МС осущ-ся с учетом историч и иных местн традиций. Конст основы МС: - МС гарантируется правом на судебн защиту, правом на компенсацию доп расходов, запретом на ограничение прав МС. К РФ допускает возм-ть наделения органов МС отдельными гос.полномочиями (им должны быть переданы необходим мат и фин ср-ва, а реал-я полномочий – контролир-ся гос-м (ст. 132 К РФ). Нас-е не может быть лишено права на МС (только в целях защиты конст.строя ФЗ-ном на опр терр-ях). В соотв с конст. и законодат основами муницип образованием сам-но разраб-ся устав, кот принимается представит органом МС или нас-ем непоср-но. Устав муницип обр-я подлежит гос.регистрации в порядке, установл з-ном суб РФ. В особом положении находится МС в городах фед знач – Москве и СП. В соотве с ФЗ 1997 г. в целях сохранения единства городск хоз-ва предметы ведения находящихся на их терр-ях муницип обр-й, опр-ся з-нами этих суб РФ. В уставе муницип обр-я указываются границы и состав терр-и муницип обр-я, вопросы ведения, структура и порядок формир-я органов МС, членов представит органов МС, выборных должностных лиц МС; виды, порядок принятия и вступления в силу нормативн правовых актов органов МС. Предметы ведения: - Принятие и изм-е уставов муницип обр-й, контроль за их собл-ем; - Владение, пользов-е и распор-е муницип собств-тью; - формир-е, утверждение и исп-е местн бюджета; установл-е местн налогов и сборов; - Комплексное соц-эко развитие муницип обр-я; - содержание и развитие муницип учреждений дошк, осн общ и профес обр-я; учреждений здравоохр-я; органов охраны обществ порядка; - Создание усл-й для жилищного и соц.-культурного строительства; - Контроль за исп-ем земель на терр-и муницип обр-я; - Регулирование исп-я водных объектов местн знач-я, месторождений ископаемых; - содержание и развитие муницип энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации; - Муницип дорожное строительство и содержание дорог местн значения; - Организация и содержание муницип архивов; - Организация трансп обслуживания нас-я; - Сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муницип собств-ти; - Создание условий для развития физ культуры и спорта; - Обеспечение соц поддержки и содействие занятости населения; - Участи в охране окр среды; Структура органов местн самоупр-я: - Представит орган муниципальн образования - Глава муниципальн образования - Местн адм-я (исполнит-распорядит орган местн образования) - Контрольн орган местн образования - Иные органы местн самоупр-я, предусмотренные уставом муницип образования и обл собств полномочиями по реш-ю вопросов местн знач-я. 10. Полномочия Правительства РФ. ФКЗ «О прав-ве РФ» Ст.13. Общ полномочия Прав-ва РФ Прав-во РФ в пределах своих полномочий: - Орг-ет реализацию внутр и внешн политики РФ; - Осущ-ет регулир-е в соц-эко сфере; - Обесп-ет единство системы исп власти в РФ, напр-ет и контрол-ет деят-ть ее органов; - реализует предоставл ему право законодат инициативы. Прав-во РФ по согл-ю с органами исп власти субъектов РФ может передавать им осущ-е части своих полномочий, если это не противоречит К РФ, настоящему ФКЗ и ФЗ. Прав-во РФ осущ-ет полномочия, переданные ему органами исп власти субъектов РФ на основании соответств согл-й. Ст.14. Полномочия Прав-ва РФ в сфере эко Прав-во РФ: - осущ-ет в соотв с К РФ, ФКЗ, ФЗ, нормативн указами П РФ регулир-е эко процессов; - обесп-ет единство эко пространства и свободу эко деят-ти, своб перемещение товаров, услуг и фин ср-в; - прогнозирует соц-эко развитие РФ; - вырабат-ет гос структурную и инвестицион политику и принимает меры по ее реал-ции; - разраб-ет и реализует гос политику в сфере МН эко, фин, инвестиц сотрудничества; - осущ-ет общ рук-во таможенным делом; Ст.15. в сфере бюджетн, фин, кредитн и ден политики. - обесп-ет проведение единой фин, кредитной и ден политики; - разраб-ет и представляет ГД фед бюджет и обесп-ет его исполнение; - разрабатывает и реализует налоговую политику; - принимает меры по регулир-ю рынка ценных бумаг; - осущ-ет управление гос внутр и внешн долгом РФ; - руководит валютно-фин деят-тью в отн-ях РФ с ин гос-вами; - разрабатывает и осущ-ет меры по проведению единой политики цен. Ст.16. в соц сфере - обесп-ет проведение единой гос соц политики, реализацию конст.прав граждан в области соц обеспечения; - принимает меры по реализации трудовых прав граждан; - разраб-ет программы сокр-я и ликвидации безработицы; - обесп-ет проведение единой гос миграционной политики; - разрабатывает и осущ-ет меры по развитию физ культуры, спорта и туризма. Ст.17. в сфере науки, культуры, образования - разраб-ет и осущ-ет меры гос поддержки развития науки; - обесп-ет проведение единой гос политики в области образования; Ст.18. в сфере природопользования и охраны окр среды - обесп-ет проведение единой гос политики в области охраны окр среды и обеспечения эко безопасности; - координирует деят-ть по предотвращению стих бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий. Ст.19. в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью - участвует в разработке и реал-и гос политики в области обесп-я безопасности личности, об-ва и гос-ва; - осущ-ет меры по обесп-ю законности, прав и свобод граждан, по охране собств-ти и обществ порядка, по борьбе с преступностью; Ст.20. по обесп-ю обороны и гос безопасности РФ - осущ-ет необходим меры по обеспечению обороны и гос безопасности РФ; - принимает меры по охране Гос границы РФ. Ст.21. в сфере внешн политики и МО - осущ-ет меры по обеспечению реализации внешн политики РФ; - обесп-ет представительство РФ в ин гос-вах и МН организациях; - осущ-ет регулирование и гос контроль в сфере внешнеэко деят-ти. Особенности деят-ти Прав-ва РФ при введении режима ЧП и ВП определяются ФКЗ. Прав-во РФ осущ-ет иные полномочия, возложенные на него К РФ, ФКЗ, ФЗ, указами П РФ. 12. Личные конституционные права и свободы в РФ Личн права и свободы сост правооснову правового статуса чела и гражданина. Боль-во из них носят абс хар-р, т.е. явл неотъемлемыми и не подлежащими ограничению. Отс.да повышенный уровень гарантий и охраны этих прав и свобод, перечисл в ст. 20-29 К РФ. Личн права чела принадлежат ему от рожд-я и сост основу его статуса. Эта группа прав принадлежит каждому человеку независимо от его гражданства, нац и иной принадлежности и может быть реа¬лизована только самим челом. Осн назначение личных прав закл в том, чтобы: 1) гарантировать чел жизнь и обеспечить защиту от вся¬ких форм насилия, жестокого или унижающего чел достоин¬ство обращения; 2) индивидуализировать гражданина, создать ему условия личн неприкосновенности и невмешательства в частную и сем жизнь; 3) гарантировать индивидуальн свободу, возможность беспре¬пятственного выбора различных вариантов поведения в сфере нацио¬нальных, нравственных, религиозных и иных отношений, где индивид выступает как биосоциальное существо. К личн правам и свободам К РФ относит сл: - право на жизнь (ст. 20) - фундамент право чела, без ко¬т все ост права теряют значение; - право на достоинство личности (ст. 21) предполагает, что гос-во создает для чел-а такие усл-я жизни, кот бы не умаляли его достоинства; - право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22); - право на неприкосновенность частной жизни (ст. 23), под кот закон понимает переписку, телефон переговоры, телеграфн и иные сообщения, сведения мед, личн хар-ра и др информацию, касающуюся исключительно данного человека и могущую в случае разглашения нанести ему моральный ущерб; - право на неприкосновенность жилища (ст. 25); - право свободно определять и указывать свою нац при¬надлежность и пользоваться родным языком (ст. 26); - право на свободу передвижения, выбора места пребывания и житель¬ства (ст. 27); - право на свободу совести и вероисповедания (ст. 28). 13. Политические конституционные пава и свободы Комплекс полит прав и свобод опр-ет статус чела как участника обществ-полит отн-й. 1. Свобода печати и инф-ции Первоосновой свободы печати (ст.29) явл право кажд чела искать и получать инф-ю. Особ знач-е им масс инф-ция, кот реализуется через информац агенства и СМИ. Согласно К цензура запрещается. 2. Право на объединение. - право на объединение принадлежит кажд челу. Граждане и неграждане, законно находящ на терр РФ, обладают правом вступать в полит партии, профсоюзы. - Гос-во гарантирует свободу обществ объед-й. За исключением ограничений ст.13, гос-во не вправе ограничивать цели и задачи обществ объед-й, вмешиваться в их внутр деят-ть. Объед-я создаются без предварит разрешения госорганов, а их уставы принимаются ими сам-но. - Никто не может быть принуждён к вступлению в какое-л объед-е или пребыванию в нём. З-н гарантирует добровольность вступл-я в объед-е и пребывания в нём, искл-ет какое-л принуждение. 3. Право на мирные собрания и публичные манифестации Ст.31 - собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование: цель — обсуждение проблем, представл общ интересы, выражение политики властей или протеста против неё. 4. Право участвовать в управлении делами гос-ва. Ст.32 - как непосредственно, так и через своих представителей. 5. Право избирать и быть избранными. З-ном установлен иной (чем 18) возраст пассивного избир права для кандидатов на должности: депутата ГД (21), главы суб РФ (30), П РФ (35). Избир права лишены: - лица, находящ в местах лишения свободы по приговору суда - лица, признанные судом недееспособными. 6. Равный доступ к госслужбе подразумевает запрет дискриминации граждан при приёме на госслужбу по признакам: нац-ти, цвета кожи, пола, соц положения, наличия родственников за границей. Речь идёт о равном доступе, а не о равенстве всех при принятии на госслужбу. Должности госслужащих занимаются по конкурсу, кандидаты должны отвечать опр требованиям, обладать нужной квалификацией. 7. Право участвовать в отправлении правосудия. Это право призвано обеспечить демократич порядок формир-я судебн органов. Оно предоставляет кажд гражданину возм-ть без всякой дискриминации занять должность судьи (119), быть присяжным заседателем (ст.123), народy заседателем. 8. Право обращений. Важнейшая форма участия граждан в обществ-полит жизни. 14. Экономические, соц и культурные права в РФ. Обеспечивают свободу человека в эко, соц и культурной сферах, что дает ему возм-ть защитить свои жизн интересы. Важно: эти права закрепляются за кажд челом независимо от гр-ва их субъектов. Права: 1. На достаточный уровень жизни (ст. 7): гос-вом устанавливается величина прожиточного минимума и МРОТ. 2. На жилище (ст.25, 40): кажд им право на жилище, оно неприкосновенно. Поощрение органами гос власти и местного самоупр-я жилищного строительства и создание усл-й для осуществл права на жилище. 3. На эко деятельность (ст.34): своб исп-е своих способностей для предприним и иной, не запрещенной з-ном эко деят-ти (запрещается эко деят-ть направл на монополизацию и недобросовестную конкуренцию). 4. На частную собств-ть (ст. 35): защищается и гарантируется наравне с др формами собств-ти. 5. На труд (ст.37): труд свободен, принудит труд запрещен, признается право на труд в усл-ях, отвечающ требованиям безопасности и гигиены. 6. На отдых (ст.37): каждый им право на отдых. Установление разумной продолжительности отдыха. 7. На соц.обесп-е (ст.39): гарантирован возм-ть получать гос.пенсии и соц.пособия. 8. На охрану здоровья и мед помощь (ст. 41): мед помощь в гос учреждениях оказывается гражданам бесплатно за счет соответств бюджета. 9. На благопр окр среду (ст.42): право иметь достоверн инфу о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного здоровью чела или имуществу эколог правонарушением. 10. На образование (ст.43): каждому гарантируется общедоступность и бесплатность нач общ, осн общ, ср общ образования и нач проф образования. 11. На участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям (ст.44). 12. На свободу лит, худож, научн, технич и др видов творчества (и преподавания) гарантируется каждому, кто занимается творческим трудом (ст.44): органы гос власти и местного самоупр-я не им права вмешиваться в творческую деят-ть граждан, диктовать им, что и как надо писать/публиковать. 15. Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства в РФ На терр-и РФ проживает – постоянно и временно – много ин граждан и лиц без гр-ва. К РФ устанавл-ет, что они пользуются правами и несут обязанности наравне с рос гражданами. Исключения возможны только в соответствии с ФЗ или МН договором РФ. Роль закона, регулирующ правовое положение ин-цев в России, пока выполняет закон «О правовом положении ин граждан в РФ» от 25 июля 2002 г. Ин граждане в России - лица, не явл гражданами РФ и имеющие док-ва своей принадлежности к гр-ву ин гос-ва. К ним приравниваются лица без гр-ва и те лица, в ин гос-ве не обл гр-вом, но имеют вид на жительство. Ин гражданами могут быть сотрудники дип. и конс. Представ-в (и члены их семей), постоянно проживающие на терр-и РФ ин граждане, если они имеют на то разрешение и вид на жительство, выданные органами МВД России, а также лица, временно пребывающие в России (туристы). Все ин граждане пользуются равной защитой со стороны РФ в отн-и своих личн прав (неприкосн-ть личности и жилища, свобода совести и т.д.), а также эко, соц и культурн прав, если они предусмотрены для неграждан. Но они лишены тех прав, кот согласно К РФ и з-нам предоставляются только гражданам РФ (занятие гос.должностей, участие в полит.партиях, право избирать и быть избранным в органы гос.власти, участие в реф). Ин граждане вправе защищать свои права всеми предусмотр К РФ ср-вами, вкл право обращаться в суд. Тот же принцип лежит в основе опр-я обяз-тей ин граждан. Эти граждане не несут воен службу в рядах ВС РФ, но на них распростр обяз-ть платить законно установл налоги и сборы, сохр-ть природу и окр. среду, бережно относиться к прир богатствам, беречь памятники истории и культуры. Они обязаны уважать К РФ и соблюдать з-ны, действующие на терр-и России. Ин граждане, совершившие преступл-я, адм или иные правонарушения на терр-и РФ, несут ответств-ть на общ основаниях с рос гражданами. Однако сотрудники дип. и конс. представительств и члены их семей обладают иммунитетом и привилегиями, установл МП, вследствие чего юрисдикция РФ на них не распространяется. Органы внутр дел вправе также сократить срок пребывания ин гражданина в России. | |
|
Всего комментариев: 0 | |